23 листопада 2021 15:11

Юрій МОРОЗ: "Півроку в Одесі стали колосальним досвідом"

(публікується мовою оригіналу)


Одесский «Черноморец», владеющий самым молодым составом в УПЛ, похоже, начал обретать уверенность. Вспомним, что перед игрой в Киеве, закончившейся крупным поражением от чемпиона, «моряки» не уступали на протяжении трех туров. Благодаря ничьей в Полтаве и победе во Львове они улучшили турнирное положение и сейчас уже не пребывают в зоне прямого вылета.


Как считает главный тренер команды Юрий Мороз, последние четыре года успешно трудившийся с динамовским дублем, улучшение ситуации – следствие усилий, приложенных футболистами.


– Взаимопонимание команды и тренерского штаба – краеугольный камень. Ребята пашут, прислушиваются к нашим советам, и это в конце концов стало приносить свои плоды, – говорит Юрий Леонтьевич. – Результаты не приходят сразу, но тот факт, что футболисты впитывают сказанное, – налицо. Понятно, что мы недовольны занимаемым местом. Недовольны, что в отдельных матчах отдали очки, которые при всех раскладах отдавать были не должны. Однако сдвиги к лучшему есть, и это очень важно.


– Объективно ваши подопечные оказались готовы к Премьер-лиге?

– Считаю, да. Прежде всего они были готовы работать. Первые матчи – против «Десны» и «Днепра-1» – оставили удручающее впечатление, но потом картина начала меняться. Постепенно, день за днем, парни адаптировались к новым условиям и нашим требованиям. Конечно, этот процесс не мог пройти безболезненно. «Черноморец» по-прежнему испытывает серьезные проблемы в обороне, да и о стабильности в случае с молодежью говорить не приходится. Достаточно вспомнить качели в матче против «Руха» – вели 3:0 и едва не упустили победу. Но ничего, растем и набираемся опыта


– Даже для вас, тренера с именем, УПЛ – опыт новый. С какими мыслями входили в эту реку?

– Не без сомнений. Но и не без азарта. Я понимал, во что хочу играть, но не был уверен на все сто, что смогу это сделать в данной ситуации. Премьер-лига – серьезный вызов, который я в итоге принял с твердым желанием доказать, что смогу проявить себя в ней. Для меня эти полгода стали колоссальным опытом не только как для тренера, но и как для человека.


– Какие изменения претерпели ваши методы работы при переходе на новую ступень. Среди подопечных – много знакомых лиц, а вот условия – совершенно иные.

– Многое изменилось. «Динамо-2» играло совсем не так, как нынешний «Черноморец», и тому есть объективные причины. В чемпионате дублеров мы доминировали в подавляющем большинстве матчей, и ребят готовили соответствующим образом. Здесь же соперники – другого калибра, они сильнее. А значит, и мы должны менять свой стиль, смещать акценты. Раньше можно было забить три мяча до перерыва и играть себе по результату. Сегодня так не получится. Тут тебе нужны и аритмия, и хитрость, и тактическая вариативность в гораздо большем процентном содержании. И это на фоне увеличения интенсивности, наращивания нагрузок. Целый плацдарм для творчества!


– А как насчет работы психологического характера?

– Мы много с хлопцами разговариваем. Напоминаем: им выпал прекрасный и редкий шанс проверить себя на другом уровне. На уровне, на котором получают регулярную практику далеко не все их ровесники. Слушайте, учитесь, работайте, посещайте тренажерный зал – и вы сами ускорите свой профессиональный рост.


– Сколь сложным было воссоединение «киевской» обоймы с теми футболистами, кто завоевывал в Одессе путевку в высший дивизион?

– Это «притирание», наверное, происходит по сей день. Но вместе с тем каких-то затаенных обид со стороны отдельных игроков, противостояний, группировок я не вижу. Мы ко всем футболистам относимся одинаково, всем предъявляем одни и те же требования. Потому и в раздевалке у нас нормальная обстановка, а в команде – здоровая конкуренция.


– Но на старте, наверное, все равно пришлось столкнуться с трудностями игрового характера? Одна группа подопечных не один год воплощала на поле в жизнь ваши принципы, для другой группы они были в новинку.

– К этому мы были готовы. С первых тренировок максимально подробно и доходчиво объясняли, как мы строим подготовку, как лучше действовать в тех или иных ситуациях. А футболисты, уже знакомые с этими основами, помогали другим ребятам, постоянно подсказывая им на поле и направляя благодаря собственному примеру. Согласен, шероховатости были и еще остались, но в целом процесс перестройки получился достаточно безболезненным. Я думаю, вся команда убеждена, что мы движемся в правильном направлении.


– Евгения Исаенко, который в пятницу отличился первым голом за «Черноморец», все привыкли видеть на острие, однако вы, похоже, нашли для него другую позицию.

– Да, просим, чтобы он действовал из глубины, убеждаем, что там со своими габаритами, со своей скоростью, маневренностью он способен принести команде большую пользу. У Жени здесь заметно прибавилось работы, ему сложновато, но парень старается, и я уже вижу результаты его усилий. Исаенко стал больше цепляться за мяч, и в оборонительной фазе он сейчас смотрится куда эффективнее.


– Насколько вы довольны центральным блоком – в частности взаимодействием Беки Вачиберадзе, Николая Михайленко, Евгения Смирного?

– Я как тренер не могу быть доволен всем. Хочется лучшего контроля мяча, хочется стабильности, хочется избегать потерей игрового ритма. Но в целом ребята хорошо понимают друг друга. Беку пока не хватает на все 90 минут, но у нас есть различные варианты тактических сочетаний. Тот же Сергей Кравченко в свои 38 способен достойно закрыть любую из позиций в центре полузащиты. Как бы то ни было, поиск лучших решений продолжается.


– Голкиперу Владиславу Кучеруку приходится откровенно несладко – нагрузка на молодого чемпиона мира выпадает еще та…

– Да, это так. Конечно, хотелось бы от Влада большей надежности, большего хладнокровия. Парень нервничает, переживает. Но ничего. Серьезных претензий к нему нет. Любой вратарь должен напропускать свое количество «бабочек».


– А как, интересно, расквартировался в Одессе «киевский» десант?

– Некоторые снимают жилье, некоторые обосновались на базе. Я и сам здесь остался. Так и в бытовом плане удобнее, и рабочий ритм не теряется.


Константин ПАТКЕВИЧ