12 червня 2003 22:07

Футбол в клетке с колючей проволокой...


Стадион афинского клуба "Панатинаикос", где проводила очередной отборочный матч украинская сборная, вмещает совсем скромные по европейским меркам 17 тысяч зрителей...

Впрочем, если на игре присутствуют 17 тысяч греков, то уже только один этот факт гарантирует напряженную обстановку на трибунах и около самой арены. То, что матч этот будет не самым обычным с точки зрения мер безопасности, украинская делегация журналистов почувствовала еще сидя в автобусе, на подъезде к стадиону. Вначале лишь с помощью полиции удалось отодвинуть с проезжей части несколько сотен фанатов, стремившихся обозначить свое знакомство с прибывшими гостями. Покинув автобус, представители прессы, минуя кордон полиции, сдерживавший все еще надеявшийся на знакомство поток греческих болельщиков, проникли на железную лестницу, закрытую сверху и сбоку проволокой. Вот по такой своеобразной "клетке" и проследовали представители средств массовой информации на свои рабочие места, которые, к слову, не отличались особыми удобствами.

В тесноте да не в обиде

Расположенные на углу арены застекленные комнаты для прессы явно не соответствовали количеству прибывших людей. Два "украинских" отсека оказались переполненными. Причем некоторым из журналистов приходилось стоять за спинами у коллег. Впрочем, возможность наблюдать за событиями на поле у стоявших, возможно, была даже лучше, чем у тех, кто пришел первым и занял места на стульях. Примерно четверть поля оказалась в "мертвой" для человеческого зрения зоне, а для того, чтобы преодолеть эту проблему, по ходу игры приходилось постоянно вставать со своих мест.

Тем не менее, два преимущества журналистская "стеклянная коробка" все же имела. Во-первых, в распоряжении представителей прессы оказались несколько телевизоров, позволявших слегка исправить в плане просмотра матча архитектурные "изыски" афинского стадиона. А во-вторых, несмотря на близкое расположение фанатской трибуны, журналисты могли чувствовать себя под "крышей" в относительной безопасности.

С шашками наголо!

Тем временем на трибуне наиболее эмоциональной части публики было на что посмотреть. В арсенале местных фанатов оказались, по традиции, ритмичные речевки, своеобразные переклички противоположных трибун, синхронные "упражнения" и манипуляции руками и, конечно, петарды с дымовыми шашками, первые две из которых прилетели на поле еще... до начала матча. Нельзя сказать, что греки болеют очень уж разнообразно, но слаженно, импульсивно и чрезвычайно громко. Вот только "лаолу" пока не практикуют.

Интересным моментом стало присутствие на трибуне болельщика средних лет, который в минуты недолгого затишья среди основной массы вдруг заводил сильным голосом собственную протяжную и напевную фанатскую партию. Любопытно, что пел он все время одно и то же, причем представил "программу" еще накануне -- на матче молодежных сборных. Кое-кто из наших журналистов даже предположил, что он -- греческий шаман, настолько необычным и даже в какой-то степени зловещим казалось его пение...

Также достаточно зловеще выглядела и натянутая по периметру стадиона с внешней его стороны колючая проволока, которая еще раз напомнила приехавшим на эту игру болельщикам гостей о том, что на греческих аренах бывают не только доброжелательные взгляды и рукопожатия.

Поддались чужому влиянию

Очень скоро почувствовал это на себе наш вратарь Александр Шовковский, хладнокровно занимавшийся "уборкой территории" штрафной и избавлявшийся от брошенных туда предметов почти весь второй тайм, причем однажды дымовая хлопушка пролетела и приземлилась в метре от нашего голкипера.

То, что греческие болельщики способны порою влиять на ход матча, в среду можно было почувствовать не один раз. Речь идет о нервной системе главного судьи поединка, бельгийца Де Бликкера. Вернее, о некой ее слабости. Особенно характерным стал эпизод во втором тайме, когда арбитр, находясь на абсолютно проигрышной позиции, никак не мог определить игру рукой у Шевчука на левом краю обороны, но громкая "подсказка" трибун была воспринята бельгийцем "должным" образом, и опасный штрафной был назначен.

В целом отработав без серьезных ошибок, тем не менее, бельгийская бригада явила собой отличную иллюстрацию того, как не должны судьи поддаваться влиянию болельщиков и тренеров хозяев поля. Как минимум еще дважды арбитр матча принимал свои решения, идя на поводу у ревущих трибун и на удивление импульсивного в этот вечер немецкого тренера Отто Рехагеля. Впрочем, сказать, что именно судьи решили исход матча, конечно же, нельзя...