13 квітня 2020 09:06

Геннадий МОРОЗ: "Павлов поверил в меня, когда я был самым молодым в команде"

Отыскать бывшего полузащитника Днепра, Кривбасса и Динамо Геннадия МОРОЗА оказалось непростой задачей. Практически все его одноклубники потеряли с ним контакт. Впрочем, Команда1 по своим каналам таки смогла выйти с ним на связь. Поводов пообщаться с человеком, у которого в конце марта был день рождения, хватало. Однако 27 марта, в виду разных причин наш разговоров не состоялся. Тем не менее даже спустя две недели мы не могли не поздравить бывшего футболиста сборной Украины с 45-летием.


«С Виталиком Ревой знакомы с семи лет»


— Спасибо большое за поздравления, — сказал Геннадий Мороз. — И за то, что не забыли (улыбается).


— О вас было мало что известно в последние несколько лет. Раскройте секрет?


— Секрета как бы и нет. Живу с семьей в Варшаве, занимаюсь бизнесом.


— Почему вы решили уехать из Украины?


— Потому что у нас в стране ничего не меняется, что в простой жизни, что — в футбольной. Одни обещания. Уехал ради детей, можно сказать на перспективу. Пока есть силы и желание, можно пожить и в другой стране, попробовать вкус зарубежной жизни.


— Многие бывшие игроки связывают свою жизнь с футболом. Почему вы этого не захотели?


— Каждый должен заниматься своим делом, тем, что человек чувствует. По крайней мере я не вижу себя тренером.


— Польшу уже можете назвать вторым домом?


— Нет, конечно. Но нам здесь уютно. Ребенок ходит в школу, супруга работает. Пока все нормально. Жить можно.


— Карантин в связи с пандемией коронавируса, сказывается на вашем бизнесе?


— Безусловно. Думаю, никому нынешняя ситуация не пошла на пользу. Но, Слава Богу, мы живы, здоровы и это уже хорошо.


— Польский футбол смотрите?


— Нет, мне он не нравится. Не на кого смотреть, нет звезд (улыбается). Да и времени-то особо нет,


— Как часто вы бываете в Украине?


— Редко. Раз в год, в основном это в летний период времени, приезжаем с семьей в Днепр к моим родителям и в Харьков к родителям жены.


— С кем из бывших партнеров-друзей поддерживаете отношения?


— В основном с Виталиком Ревой, с которым мы с семи лет тренировались в футбольной школе Днепр-75 у Кузнецова Владимира Ивановича. Этот наставник выпускал нас в большой футбол. Когда чаще приезжал в Украину, то не раз встречался с Серегой Ребровым, Саней Хацкевичем.


Почему сейчас мало общаюсь с бывшими партнерами? Наверное, потому, что выпал из футбольной среды (улыбается). У каждого своя жизнь и каждый занят своим делом…


«С Валерием Лобановским у меня не сложилось»


— Вы родом из Днепропетровска и трижды приходили в эту команду. Это дежавю?


— Почему дежавю? Так сложилось. Днепр для меня родная команда, я там родился, воспитывался, поэтому каждый раз возвращаясь в эту команду, я, получается, возвращался домой.


— У вас нет такого чувства, что ваша карьера получилась какой-то незаконченной?


— Где-то я согласен с этим тезисом. Проблемы со здоровьем, соответственно, и мотивация, стали главными причинами того, что мне пришлось закончить карьеру в 30 лет.


— В Украине вы работали под руководством самых авторитетных наставников. Какой из них произвел на вас наибольшее впечатление?


— В первую очередь я хотел бы сказать спасибо Николаю Петровичу Павлову, который поверил в меня. В сезоне-1992/1993 я был самым молодым в Днепре, тем не менее, мне удалось забить семь мячей и стать одним из лучших бомбардиров команды. Комфортно мне работалось при Вячеславе Грозном, Олеге Таране. Футбол, который демонстрировали команды при этих наставниках, приносил мне удовольствие. С другими, тренерами, как, к примеру, с Валерием Васильевичем Лобановским, у меня, к сожалению, не сложилось.


— Но Лобановский задействовал вас и в матчах за сборную Украины…


— На тот момент, даже если ты не попадал в стартовый состав Динамо, а выходил на замены, вызов в сборную был практически гарантирован, поскольку Лобановский предпочитал больше доверять своим исполнителям, людям, которые работают по одной системе.


— Как вы попали в Динамо?


— Меня в Киев приглашали два раза. Но сначала, это, наверное, было в 1997 году, я не решился перейти, считал, что не созрел для такого вызова. Спустя некоторое время меня снова позвали в Киев. Параллельно интерес ко мне проявлял и Шахтер, но я выбрал Динамо, поскольку хотел играть в сборной.


— В сезоне-2000/2001 вы сыграли в составе бело-синих девять матчей. У вас есть медаль чемпиона?


— Нет. Я даже корочки не получил. Но я говорю только за себя. Сезон закончился, Валерий Васильевич Лобановский поздравил команду и на этом все.


— Какой период своей карьеры вы считаете наиболее удачным?


— Тяжело сказать однозначно. Это были отрезки пути. Допустим, это последний чемпионат СССР, когда я выступал за дубль Днепра. Мы тогда заняли первое место. Потом была первая лига Украины с Кривбассом. Владимир Стрижевский, возглавлявший криворожан, поверил в меня, а сама команда вышла в элиту. И тогда Николай Павлов забрал меня в Днепр, где я тоже провел хорошие годы.


Когда я вернулся из Адмирра-Ваккер, в Днепр меня пригласил Вячеслав Грозный. Тогда я тоже комфортно себя чувствовал в команде. Естественно, не могу не отметить свою карьеру в том же Кривбассе, с которым мы дважды завоевывали бронзовые медали чемпионата в 1999-м и 2000 годах. А вот в Борисфене и Динамо были, наверное, мои худшие футбольные годы.


«В сборной феерят Малиновский и Зинченко»


— Надежды сыграть в сборной больше, чем шесть матчей были?


— Надежды всегда есть. Хотелось, конечно, сыграть больше, но, видимо, я был не настолько готов, раз не удостоился такой чести. Значит, были люди, которые выглядели лучше меня.


— Какой для вас самый памятный матч в составе сборной Украины?


— Наверное, домашний поединок на Евро-2004 против сборной Греции. Правда, тогда, появившись в стартовом составе, я сыграл чуть более 20-ти минут. Пришлось покинуть поле из-за травмы. Но в том матче наша команда показала классный футбол, победив — 2:0. Ну, и, конечно, нельзя не отметить встречу в Лужниках с командой России в отборе на Евро-2000. Я вышел на поле не последние 13 минут. Тогда в концовке матча благодаря Шевченко и… Филимонову, сборная Украины ушла от поражения и пробилась в плей-офф отбора.


— Ваша позиция на поле была — центральный атакующий полузащитник.


— Да. Правда, начинал я нападающим, и при Николае Павлове в Днепре, и в первом заходе в Кривбасс. Это уже в Адмирра-Ваккер, меня начали ставить, то слева на фланге, то опорным полузащитников. При Вячеславе Грозном, в том же Днепре, я начинал на острие, но потом наставник перевел меня на позицию атакующего полузащитника. Так, в принципе, моя карьера и продолжалась вплоть до того момента пока Евгений Кучеревский не сделал из меня либеро. Видимо, Мефодьевичу понравилось, как я в одном из спаррингов сыграл на этой позиции в паре с Димой Михайленко.


— В упомянутом поединке с греками вы также играли в центре обороны.


— Так и есть. Просто тогда Днепр показывал неплохие результаты. Поэтому Леонид Буряк, возглавлявший тогда сборную, не стал ничего ломать.


— За нынешней сборной Украины вы следите?


— Конечно. Андрюха Шевченко — красавец. Если честно, я верил, что у него получится. Шевченко подобрал хороших специалистов в тренерский штаб. Сборная заиграла, начала получать удовольствие от футбола. Если раньше и было много талантливых ребят, то тренеры почему-то не могли донести до игроков, в какой футбол правильнее играть. Сейчас же сборная Украины выглядит хорошей боеспособной европейской командой.


— Кто лидер в нынешней сборной?


— На мой взгляд, сейчас феерят Руслан Малиновский и Александр Зинченко. Эти ребята играют только вперед и только на победу.


— Многие считают, что этим летом сборная Украины на Евро-2020 могла выстрелить, но пандемия коронавируса…


— Возможно. Думаю, из группы сине-желтые точно бы вышли, а дальше — это лотерея. Я не прогнозист, но то, что потенциал у этой сборной Украины огромный, это факт.


Сергей ДЕМЬЯНЧУК