10 листопада 2004 07:04

Александр ГОРШКОВ. Звездное небо "Зенита"

«Если Аршавин и Кержаков — это наши звёзды, то Горшков—это наше небо», — более образно и точно определить роль в команде 34-летнего ветерана, чем это сделал один из болельщиков «Зенита» на гостевой книге сине-бело-голубых в Интернете, пожалуй, невозможно. По части емких сравнений с автором приведённой цитаты может поспорить разве что Властимил Петржела, который после матча «Сатурн» — «Зенит» окрестил Александра Горшкова старшиной.

Когда Петржеле трудно, он ставит на молодёжь. Так было в прошлом сезоне, когда после серий поражений в основу ворвались ребята 1984 года рождения, так произошло и в этом: после сокрушительного поражения от ЦСКА список футболистов стартового состава, которым в матче с «Са- турном» надлежало вывести команду из пике, больше напоминал список призывников: 19-летние Шкртел и Власов, 20-летние Денисов и Быстров... Да и Шумуликоски, Макаров или Аршавин, которым по 22—23, еще вполне могут пригодиться российской армии (речь вовсе не мифическом переходе Аршавина в ЦСКА).

Но как знать, чем бы завершилось сражение в Раменском, если бы на поле боя не было Горшкова, который в зенитовском строю действительно выглядел старшиной.

Говорят, что футболисты его амплуа в игре незаметны. Но это не про Горшкова, который всегда выделяется, — как и все блондины. Но и это, конечно, не главное. Разве можно не заметить футболиста, который выигрывает едва ли не все единоборства, который обеспечивает своей команде мощный плацдарм в середине поля? В минувшее воскресенье Горшков будто хотел доказать тренеру, что тот напрасно считает: мол, ветеранам необходим дополнительный отдых, и зря Петржела- поначалу оставил его в запасе в матче с ЦСКА.

Но если бы Горшков в Раменском просто пахал, то, при всем уважении к неблагодарному труду опорных полузащитников, это не стоило бы отдельного повествования. Ведь о том, что он — работяга в самом лестном смысле этого слова, и так известно. Но Александр в этот день был еще и диспетчером (хавбек продемонстрировал, что отменно владеет искусством не только первого, но и последнего паса), и капитаном (после того как Петржела решил заменить Аршавина, не возникало сомнений, кому достанется капитанская повязка) — иными словами, заменил Владислава Радимова. И этот ответ на скандальное решение КДК по Радимову лучше любых акций протеста.

...Год назад «Зенит» уже побеждал в Раменском. И счет был тем же — 3:1. И Горшков играл. Но за «Сатурн». Вскоре после этого он вернулся в «Зенит» из двухлетней командировки.

Обстоятельства этого возвращения связывают с появлением в подмосковной команде Олега Романцева: мол, новый тренер устроил чистку рядов. Однако вот что говорит сам Александр: «Срок моего контракта с «Сатурном» истекал, и я ушёл в отпуск в подвешенном состоянии — новое предложение мне не поступило. Руководители «Сатурна» сами толком не знали, кому предлагать контракт, кому — нет. Ведь по игрокам всё решает тренер, а Романцев молчал. Предложение из Раменского я получил только в середине декабря. Мне рассказывали, что, когда «Сатурн» вышел из отпуска, Романцев был крайне удивлён: дескать, а где Горшков? Как нету? Почему? Подать его сюда!» Но было поздно. Горшков уже был в распоряжении Петржелы.

...Когда чешский специалист еще только раздумывал над предложением из Петербурга; просматривая видеозаписи матчей с участием своей будущей команды, ему сразу приглянулся полузащитник под №8. Да только не знал тогда Петржела, что смотрит он матчи бронзового «Зенита», а не того, что провалился в 2002-м, того, в котором «восьмерки» уже не было. Не знаю, что сказал Петржела, познакомившись с футболистами «Зе- нита», но не исключено, что Олег Романцев годом позже лишь повторил его слова.

Как известно, Петржела ценит трудолюбивых футболистов. И неудивительно, что он вспомнил о Горшкове, когда тот остался не у дел. Правда, восьмой номер, под которым Горшков выступал и в морозовском «Зените», и в «Сатурне», к тому времени уже был занят — Павелом Марешем. Но «88» на спине Горшкова лишь подчеркивает статус футбо- листа. Недаром в хоккее подобные номера — удел игроков уровня Гретцки и Лемье.

«Почему Петржела не поставил Горшкова в стартовый состав на матч с ЦСКА? Он не успевает восстанавливаться? Да я же с ним работал — ерунда все это» Эти слова принадлежат... Юрию Морозову — тому самому, при котором Горшков и покинул «Зенит». Тогда, помнится, говорили, что футболист едва ли не потребовал себе гарантированного места в основе. Впрочем, снова обратимся к нашему герою.

« Никакой особой роли в команде для себя никогда не просил. Будь моя воля, я бы остался в «Зените», — вспоминает Горшков. — Если бы мне сказали: мол, все равны, работай, доказывай, — не было бы вопросов. Но на общем собрании команды было сказано, что ветераны должны уступить дорогу молодым».

На этом, пожалуй, можно поставить точку. Спустя три года круг замкнулся.

Андрей Миронов (Санкт-Петербург)