14 грудня 2009 23:18
6

Юрий СЕМИН: "В "Динамо" обсуждал с 2-3 игроками, как играть после перерыва"

Четыре года потребовалось «Локомотиву», чтобы осознать себя командой, которой не жить и не выигрывать без Юрия Семина

Юрий Палыч ежится на ледяном ветру, что гуляет меж деревьев сада «Эрмитаж», и хрипло договаривает с кем-то по телефону («А медаль-то моя где, Максимыч? Верни медаль, верни! Не, встречать не надо, мы с Газзаевым одним рейсом летим. Он довезет»). Убрав мобильную трубку, Семин извиняется за опоздание (40 холодных минут), легко переходит на «ты», чтобы через секунду снова вырулить на «вы»:
– Я очень извиняюсь. Надо было на кладбище заехать. Пашу Садырина помянуть. А с тобой поговорим – и поеду в ресторан, на день рождения к Леониду Заецу. 75 лет. Сейчас он большой бизнесмен, а прежде был администратором «Черноморца» из Одессы. Лучший администратор в советском футболе!

– И кто медаль вам не отдает?
– В Киеве так и не получил за чемпионство. А я ее хочу – для коллекции. Завтра в Киев лечу, заберу.

– Отлично. На какой день отпуска перестаете внутренне доигрывать сезон?
– Еще недельку буду головой в чемпионате. Все анализирую, мысли не отпускают.

– Медаль за этот чемпионат России, в отличие от киевской, вам никто не вернет.
– Есть в этой ситуации отчетливая несправедливость. Если б все было по закону, как записано в регламенте УЕФА, – мы бы вообще выходили на второе место! Два очка к нынешним – и получается 56. Я и прежде чувствовал, что эти очки, которые нам не вернули за «Зенит», сыграют большую роль. Похожая ситуация уже была в Европе – кажется, с «Олимпиакосом». Так там с помощью УЕФА изменили турнирную таблицу.

– Если б «Локомотив» выпустил седьмого иностранца – каким был бы результат?
– Конечно. 0:3!

– Без вопросов?
– Абсолютно!

– Объективно – на какое место наиграл «Локомотив»?
– Объективно наше место – третье. Это мое личное мнение. Проиграли только один матч. «Спартаку». Во всех остальных имели преимущество и заслуженно набирали очки.

– Большие тренеры четвертое место не отмечают?
– Отмечают, не отмечают... Мы планировали собраться всей командой, но потом отменили встречу из-за катастрофы «Невского экспресса». Было не до этого. Правда, между собой ребята устроили небольшой ужин. Поговорили об отпускных делах и разъехались. Все было очень скромно и разумно. Увидимся только после Нового года.

– Когда уезжали в Киев, интуиция подсказывала, что однажды вернетесь тренировать «Локомотива?
– Интуиция молчала. Я был настроен на долгую работу в Киеве. Президент «Динамо» Игорь Суркис дал шанс восстановиться после сложного этапа в моей карьере. Снова встать на ноги в профессии. Я был уверен, что добьюсь успеха. Вообще благодарен своему ангелу-хранителю. Он ко мне относится с пониманием.

– Чувствовали, что в России вас уже многие списали как тренера?
– Я бы не сказал, что совсем уж списали... Когда у тебя не складывается, всем кажется: вот этот тренер и закончился. В Европе, кстати, все немножко по-другому. Посмотрите на этого, который в «Челси» был...

– Раньери?
– Раньери! Какие бы места ни занимал, остается в обойме тренеров, которые работают с элитными клубами.

– Когда только приняли «Локомотив», какая проблема вам бросилась в глаза первой?
– Самая большая – ребята не выдерживали нагрузки. Те простые нагрузки, с которыми мы каждый день работали в Киеве.

– После отставки Лаудрупа футболисты «Спартака» обратились к Карпину с просьбой разрешить им включать музыку в раздевалке перед игрой. А о чем футболисты просили вас?
– Ни о чем не просили. Только присматривались: что новый тренер им предложит?

– Все ясно. Что с акциями «Локомотива», которые вам принадлежали?
– Все просто. Мы нашли общий язык – и этой проблемы больше не существует. Вот и все, если в двух словах.

– Эти акции были главным стимулом возвращаться в «Локомотив»?
– Да ничего подобного! Никаким стимулом они небыли! Акции и мой возврат в «Локомотив» – совершенно разные вещи.

– А люди говорят по-другому.
– Да слышал я, слышал... Да мне в финансовом плане выгоднее было не возвращаться. Потому что некоторые вопросы легче решать со стороны.

– Какой-нибудь из матчей этого сезона вам захочется пересматривать пет через пять?
– Вряд ли. Я вообще редко игры пересматриваю. Все могу перечислить, которые смотрел за последнее время. Московский матч «Спартака» против «Интера» в Лиге чемпионов. «Спартак» тогда не победил, но играл в футбол будущего. Тот, который сегодня показывают сборная Испании и «Барселона». С наслаждением пересматривал наш матч в Лиге чемпионов с «Интером», когда обыграли 3:0. Тогда все наши игроки выполнили задание от и до. Даже превзошли свои возможности. Посмотрел, как киевское «Динамо» в Лужниках камня на камне не оставило от «Спартака».

– Всякий год чему-то учит. Главный урок этого сезона для вас?
– Еще разубедился: в футболе не существует мелочей, и еще один момент: надо слушать и помощников, и руководителей, но решение всегда принимать только самому, и вообще самое лучшее решение – то, которое пришло первым. Как созревает мысль, надо за нее хвататься. Если ты и ошибся – ошибся за себя, а не за кого-то. Знаете, в «Локомотиве» сейчас у меня не было ни одной проблемы с отношением игроков к делу. Ну, было, что кто-то из сборной не смог вернуться вовремя, как Питер Одемвингие. Но откуда он летел? Из Нигерии! И что, мы хотим от него прибытия по минутам?

– Не хотите?
– Хотим. Но иногда – не получается. Я бы никогда не хотел обращаться к штрафам, не сторонник этого.

– В одном интервью Одемвингие сказал, что он сильнее Вагнера, в самом деле сильнее?
– Какого Вагнера?

– Лав.
– Ах, Лав... Ну. Питер – очень талантливый человек. Он едет на чемпионат мира, его признали лучшим футболистом Нигерии. При том что полностью не раскрылся. Пожалуй, я с ним соглашусь. Где он – и где Вагнер? Тот не попадает е национальную сборную, сидит в резерве «Палмейраса», и его освистывают.

– Следующий сезон может стать годом Одемвингие в России?
– Тяжело будет. V него чемпионат Африки, чемпионат мира и чемпионат России. Может, его это только подстегнет?..

– Есть хоть один игрок, которому можете поставить пятерку за этот сезон?
– Никому. Мы заняли только четвертое место.

– Гилерме забраковали к моменту вашего возвращения, кажется, все. Как же в нем разглядели отличного вратаря?
– Очень просто – на интуиции. Я очень внимательно смотрел за работой вратарей, мне нужно было что-то решать с этой позицией. Посмотрел на Гилерме, и мне показалось, что он – суперталантливый вратарь, ему надо дать шанс. Думаю, он станет голкипером экстра-класса.

– Что вам про Гилерме говорили, помните?
– А меня это не очень занимало. Свои глаза есть. Вы не представляете, сколько говорили всякого о киевском «Динамо», об Алиеве и Милевском!

– О том, что Алиева «зашили»?
– Я не это имею в виду. Говорили, что очень тяжелый характер. А простых не бывает, простые футболисты хорошо не играют! Я и сам был сложным!

– Романцев на днях сказал, что 18-летний Сычев был сильнее нынешнего.
– Я не согласен. Сычев стабильно играет в очень хорошей команде, вызывается в национальную сборную. Я понимаю, чем вызвано это заявление Олега,

– Чем?
– Когда-то все думали: вон как парень растет! А какой он будет еще через пять лет! Но игрок растет до какого-то момента. а потом становиться лучше все сложнее. Но, думаю. Сычев еще прибавит. У него потрясающие функциональные возможности – если он тренирован. Выполняет громаднейший объем работы, неординарный внутри штрафной площади. Сычев стал мощнее и разумнее.

– Вы, наверное, в курсе, как Бышовец прокомментировал ваше возвращение в « Локомотив»: «Главное, тренер Семин возвращается не к президенту Семину». Что можете сказать?
– Что меня вообще не интересуют никакие мнения Анатолия Федоровича.

– Вы сейчас живете в том же номере на базе, что и прежде?
– Разумеется. Все главные тренеры жили в этом номере.

– Мне казалось, после некоторых предшественников вам и заходить-то в него не захочется.
– Ничего подобного. Если каждый раз для главного тренера будут менять номер – базы не хватит.

– Игроки «Локомотива» 90-х до сих пор вспоминают, как отмечали дни рождения на базе, делали шашлык на веранде. В новой команде такое будет?
– А это ведь специально не введешь. Вот решили ребята после игры с «Химками» собраться – и собрались. Поужинали, поговорили и разошлись. Это не должно идти от тренера. У нас часто бывало – у кого-то день рождения, зарезали барана, сделали шашлык...

– В Москве сейчас можно найти барана?
– В Москве сейчас можно найти все что хочешь. Хоть живого барана, хоть овцу.

– У вас дома – бутылка вина 46-го года. Ваше возвращение в «Локомотив» – не повод ее откупорить?
– Сложно сказать, живое ли оно, это вино. Может, с 46-го года ничего хорошего в этой бутылке не
осталось. Наверное, еще не время откупоривать. А с другой стороны, придут друзья, будет у нас чересчур хорошее настроение – и откроем все что есть.

– Откуда эта бутылка, кстати?
– Подарили на день рождения.

– Хорошие у вас друзья. Кажется, Тайванчик вам вручил щенка?
– Не «Тайванчик», а Алик Тохтахунов. Не надо жаргона. Да, Алик подарил алабая. Кажется, таких щенков было два, брат и сестра.

– Кому ушел второй, знаете?
– Никите Михалкову. А белый до сих пору нас живет. Чудесная собака, очень редкая. К своей территории никого не подпустит. А за территорией – добрая и разумная.

– В Киеве на прощание что-то подарили?
– Много чего. На всякий день рождения мне президент вручал очень дорогие часы.

– Уход в сборную однажды повернул вашу жизнь довольно странным образом. Охота работать в сборной в вас после такого живет?
– Еще как жива! Это нормально! Сегодня поработать было бы даже интереснее, чем прежде, – потому что эта команда достигает успехов. Вообще тренеры из клубного футбола знают больше нюансов, они опытнее. Посмотрите, как играет сборная Испании с Дель Боске. Он ничего не стал ломать после Арагонеса, чуть-чуть подкорректировал. А сколько Дель Боске сидел без работы? Между прочим, мы хорошо знакомы... Так что вопрос со сборной для меня еще не закрыт,

– Как с Дель Боске познакомились?
– Дважды играли против его «Peaла». Как-то приехал в Мадрид, и покойный Сагасти нас познакомил ближе. Несколько раз ужинали.

– Отец Алексея Смертина хотел сына отправить в киевское «Динамо» – а тот оказался в « Локомотиве». Смертин-старший головой качал: «Поражаюсь, как Семин умеет уговаривать игроков».
– А вот недавно одного уговорить не смог – молодого парня Пилиева, чтоб не переходил в ЦСКА. Единственный, кого не смог.

– Почему?
– Не могу понять. Наверное, потому что решение они приняли задолго до этого.

– А кого долго уговаривали – и получилось?
– Того же Смертина – очень долго уговаривал. А сейчас ребята еще дольше думают, над ними стоят агенты со своим интересом. Был момент, когда мы хотели получить Веллитона, а тот оказался в «Спартаке». Это наша ошибка. Но я бы хотел еще о сборной сказать.

– Говорите.
– v нас есть сборная, в ней работает тренер – Гус Хиддинк. Уйдет он по-любому – либо завтра, либо послезавтра. А как мы будем анализировать эту работу? Никак!

– Отчего же?
– Потому что эту работу никто не конспектировал. Никто не оставил ее в федерации, расписанную по дням и минутам. Как готовились к чемпионату Европы? Как к Словении? Как к Израилю? Вот я приехал в киевское «Динамо», так там от Лобановского осталось все. До секунды, до паузы. Где научная группа, которая работает со сборной? Где тренировочный центр сборной?

– Вы листали конспекты Лобановского?
– Мне дали – я посмотрел. И что-то принял для себя новое из этих записей. Я, кстати говоря, за киевский год не пропустил ни одной тренировки. В Москву выбирался редко, только в свой выходной. Хотя меня президент мог отпустить хоть на три дня, хоть на четыре, не вопрос.

– Что-то в тетрадях Лобановского поразило?
– Объем тренировочных нагрузок. Просто колоссальный.

– Нынешние не потянули бы?
– Нынешние что угодно потянут. Только объясни им, зачем все это нужно.

– В середине 90-х вы в перерыве вошли в раздевалку « Локо» и так поддали ногой чью-то сумку, что она пролетела над головами игроков. Сегодня способны на такое – когда комната полна футболистов-миллионеров?
– Вряд ли... Да и ту ситуацию я не подстраивал, она сама возникла. Все получилось неожиданно. Надо было как-то взорвать обстановку, завести игроков. И мы тогда выиграли во Владикавказе.

– Прежде вы говорили, что не стесняетесь учиться у собственных игроков.
– Конечно!

– Последнее, чему научились?
– В киевском «Динамо» с двумя-тремя игроками обсуждал, как стоит играть после перерыва. Я их слушал – и они были во многом правы.

– Последняя футбольная новость, которая вас удивила?
– Поражение «Спартака» от «Зенита». Я никогда не думал, что «Спартак» может проиграть три игры кряду. Ха-ха.

– Если б выиграли «бронзу», были бы абсолютно счастливым человеком?
– Я и сейчас счастливый.

это он про своего Гильерме,вратаря...
Сховати
Я в курсе, я про сам подход. Нам могут не нравится определенные игроки, а тренер может видеть в них перспективу, потому что он профессионал, а мы нет...
Золотые слова о тех кто нам сейчас не нравится: – Что вам про Гилерме говорили, помните? – А меня это не очень занимало. Свои глаза есть.
Ну, Алиев это понятно, а кто другие(другой)? Неужели Милевский с Кравцом? ггг
Сховати
– Последнее, чему научились? – В киевском «Динамо» с двумя-тремя игроками обсуждал, как стоит играть после перерыва. Я их слушал – и они были во многом правы. а сейчас некоторые в Локо чемоданы пакуют, спешите! Шпалыч ждет ваших авторитетных советов! ))
этот ПИТР(одемвингие) больше языком мелит...А Вагнер за это время 20 мячей наколотил-только в Чемпе...