2 липня 2003 23:40

Виктор Колотов. Сегодня ему бы исполнилось 54...


Колотов Виктор Михайлович
Родился 3 июля 1949 в пос. Юдино Татарской АССР.
Заслуженный мастер спорта (с 1975г.)
Начал играть в 1958 году в детской команде "Локомотив" (Юдино). Выступал за команды "Чайка"(Зеленодольск), "Трудовые резервы"(Казань), "Рубин"(Казань). В чемпионатах СССР в высшей лиге выступал только за "Динамо" (Киев) (1971-1981). Сыграл 218 матчей, забил 62 гола.
Чемпион СССР 1971, 1974, 1975, 1977 гг., второй призёр 1972, 1973, 1976 (осень), 1978 гг. третий призёр 1979г. Обладатель Кубка СССР 1974. 1978 гг., финалист 1973. Капитан киевского "Динамо" в 1972-1979 гг.
В еврокубках провёл 38 матчей (забил 8 голов) (Кубок чемпионов – 15(4), Кубок Кубков – 9 (2), Кубок УЕФА - 13,2 Суперкубок - 1). Обладатель Кубка обладателей кубков и Суперкубка - 1975.
Семь раз входил в число 33 лучших футболистов Союза - 1971, 1972, 1974, 1975, 1976 (№1), 1977 (№2), 1973 (№3).
В составе сборной СССР в 1970-1979 годах провёл 55 матчей, забил 22 гола (выступая за "Динамо" - 53 матча, 20 голов). Вице-чемпион Европы 1972 года, третий призёр Олимпийских игр 1972 и 1976 годов. Капитан сборной СССР в 1975-1976 гг.
Тренер "Динамо", Киев (1984-1992), главный тренер команд "Борисфен", Киев (1993), "Прикарпатье", Ивано-Франковск (1996-1997). Главный тренер олимпийской сборной Украины (1995-1996, 1998-1999).
Скоропостижно скончался 3 января 2000 года в Киеве.

Валерий Лобановский «Бесконечный матч»:
- Скорость, на которой самобытный парень из-под Казани Виктор Колотов ворвался в наш большой футбол, казалась непостижимой. Вторая лига — сборная — киевское «Динамо» — все в один присест, за вычетом времени, когда ему не давали играть из-за появившегося вдруг ошибочного, на мой взгляд, фельетона, обвинявшего Виктора во всех мыслимых и немыслимых грехах. Маршрут фантастический, и вполне понятной была битва за способного футболиста, развернувшаяся между несколькими клубами сразу.

Действительно, дебют Колотова был феерическим. После двух матчей за сборную, будучи игроком казанского «Рубина» (игрок первой лиги в сборной – единственный случай в истории!) Колотов столь же ярко сразу же проявил себя в «Динамо». Уже в первой игре в Киеве Виктор забил победный гол (6 мая 71-го в игре с «Зарей»), оказавшийся в том матче единственным. (Прим. Claude)

Валерий Лобановский «Бесконечный матч»:
- Диапазон игры его неповторим, все он делал настолько правильно и вовремя, что болельщики на трибунах, сразу зачислившие Колотова в разряд любимцев, не переставали диву даваться. Сделав передачу, короткую ли, среднюю, длинную, он стремглав летел к воротам, его останавливали, пихали, цепляли, но он был неудержим и всегда стремился к максимальной цели — оказаться первым у мяча после прострела партнера и забить. Сейчас это вспоминается не так явственно, как сразу после матчей, но Колотов забивал много красивых, ярких мячей, претендовавших бы сейчас на «лучший гол месяца».

Отступление на тему красивых голов. Со слов многих болельщиков со стажем самым красивым увиденным ими голом, был мяч, забитый Колотовым в мае 75-го в ворота сборной Ирландии в отборочном матче Чемпионата Европы:
…Веремеев с мячом. Вдалеке вратарь ирландцев и защитник. И Веремеев делает на первый взгляд странный ход, кидая мяч между этими двумя ирландцами. Но, думается, он знал на кого рассчитывал передачу. Из-за спины защитника метнулся и упал навстречу низко летящему мячу бесстрашный, длинноногий, чуть эксцентричный Колотов и с чисто цирковой сюрпризностью, словно он этому обучен, головой отправил мяч в цель. 29-я минута - 2:0. Быстро, сложно и красиво!

Лев Филатов, «Футбол-Хоккей» №21 1975г.


Валерий Лобановский «Бесконечный матч»:
Более молчаливого человека я в жизни не встречал. Сам немногословен, но таких не видел. Если он говорил, то только но делу — ни одного лишнего слова. В глаза мог сказать любому все, что о нем думает. Бил редкими словами по самолюбию, не щадя при этом и себя. Слышать неприятно, а что поделаешь — все верно и сказано человеком, к которому претензий почти никогда ни у кого не возникало и возникнуть не могло — ни в быту, ни на тренировках, ни в игре. . О работоспособности Колотова ходили легенды, шутники утверждали, что, если нужно, он и третий тайм отыграет, н четвертый, причем с той же неутомимостью, что и первые два. Но я подметил одну характерную деталь. Если обычно футболисты стремятся хоть какие-то крупицы сил сберечь, то Колотов выкладывался за полтора часа весь, без остатка. Он знал, что ему работать 90 минут и работал на полную катушку, доводя себя до состояния невменяемости. После игры с «Эйндховеном» в Киеве — матча высокого уровня и большого напряжения, когда у футболистов не осталось никаких сил, когда мы с Базилевичем не могли, стоять в раздевалке — ноги не держали, а сидели в креслах, из душевой вышел Колотов, оглядел всех внимательно и спросил в тишине: «Так они нам забили гол или нет?» Раздался мощный взрыв хохота. Во внутреннем дворике Центрального стадиона, как нам потом рассказывали, он был принят за проявление неуемного восторга. Кто-то из ребят, по-моему, Володя Мунтян, воскликнул: «Ну, ты даешь, Витек! Успокойся, осталось так, как было,— 3:0, если, конечно, судья им голик в протоколе не приписал». «Понятно», — невозмутимо сказал Колотов и снова отправился в душевую.

Колотов, работавший в киевском «Динамо» до нашего прихода, сознательно и одним из первых пошел на преодоление трудностей, связанных с предложенной нами программой. Он понимал, что в случае успешной реализации программы и отработанной на тренировках игры команда может подняться на новый, гораздо более высокий качественный уровень. Ему, прирожденному универсалу (говорят, что однажды, еще до нашего прихода в клуб, он в Бельгии в товарищеском матче играл в воротах, и весьма неплохо), не надо было долго объяснять преимущества коллективного гармоничного футбола.

Как-то мы смотрели на базе видеозаписи двух игр с участием «Аякса» времен Стефана Ковача. Колотов вдруг оторвался от экрана и сказал вопросительно-утверждающе: «Мы в такой футбол должны играть?!» И добавил спустя мгновение: «Только на более высоких скоростях».

Колотов, единственный из полузащитников входит в Клуб Григория Федотова…Несколько раз я встречал в статистических материалах ремарку, что «…это неудивительно, т.к. Колотов – штатный пенальтист и проч». Это мягко говоря, не так…Штатным пенальтистом «Динамо» Виктор был, по сути, только в 75-м году. Так в матчах чемпионата СССР им забито с 11-метровой отметки только 10 мячей.
Реноме хладнокровного пенальтиста вызвано великолепной реализацией ударов «с точки». В чемпионатах СССР Колотов бил 13 пенальти (10 мячей). Причем матчи, в которых он не забил, закончились победами «Динамо» - к потерям очков его промахи (Формально у него не было промахов. Все удары в створ ворот. Три раза вратари парировали) не приводили.
В послематчевых пенальти в 73-м у Колотова 100-процентная реализация. Им забиты все шесть пенальти.
В самых ответственных матчах Колотов не оставлял вратарям шансов. Можно вспомнить пенальти в ворота «Арарата» в финале Кубка, два удара в ворота сборной Турции в течение одного матча в 75-м. В международных матчах, по моим данным, Колотов реализовал все 11-метровые удары…


Но запомнился наш многолетний капитан команды, прежде всего, феноменальной самоотдачей на поле…Под занавес карьеры футболиста кочевал из статьи в статью (я это хорошо помню) заезжий штамп «поздний Колотов». Как в молодости Виктора упрекали в меркантильности и рвачестве, так затем – в грубости и жестокости по отношению к соперникам. Вероятно, что в 75-м было нормой по отношению к делу, то в 80-й было чем-то из ряда вон выходящим…В прессе упрекали того же Владимира Бессонова, что он в качестве образца поведения на поле выбрал далеко не лучший – Колотова. Хотя, думается, как раз – самый лучший !!! (Прим. Claude)

Валерий Лобановский «Бесконечный матч»:
Капитанская повязка свалилась на него словно гром в ясную погоду. Он привык считать себя рядовым футболистом, скромно и честно делающим свое дело, и вдруг... Реакция на доверие и уважение выбравших его ребят была ожидаемой: власть какая-никакая, а все же власть, ни на йоту его не изменила. Он не стал покрикивать на партнеров, не напускал на себя важный вид и не говорил менторским тоном. Капитанство он расценил как необходимость быть примером в жизни, на тренировках и в игре.

Характеризующую Колотова историю поведал бессменный врач сборной Савелий Евсеевич Мышалов: «В 1973 году в московском матче со сборной Франции Виктор подошел ко мне в перерыве и сказал: «У меня один глаз не видит». В игре был момент, когда он получил сильный удар мячом по глазу. И вот глаз не видит. Я — к тренеру, Евгению Ивановичу Горянскому. «Менять надо Колотова!» Перед окончанием перерыва Виктор подходит ко мне и говорит: «Все в порядке с глазом». А у меня и времени уже не было проверить. Пошел он играть. После игры подходит, «Не видит глаз»,— говорит. Закончилось это месяцем в госпитале»...