28 березня 2018 11:59

Олег Блохин: Австрийский "ледокол"

"Форвертс" (Штайр) образца 1988 года. Олег БЛОХИН - третий справа в верхнем ряду. Фото: из архива "СЭ"


30 лет назад состоялся первый в истории переход украинского футболиста в зарубежный клуб. 27 марта 1988 года - дебют в австрийском «Форвертсе».


В те годы футболист, одолевший 30-летний рубеж, считался стопроцентным ветераном и потихоньку начинал вбивать в стену гвоздь, на который повесит бутсы. Но Олег Блохин был хорош и в 35, что доказал даже в проигранной дуэли Кубка чемпионов с «Рейнджерс».


Однако в 1988 году в «Динамо» пришел Олег Протасов - было понятно, что игровое время Олега тогда еще не Владимировича неминуемо ограничится. Стоило задуматься о смене обстановки. Но переход в любой другой советский клуб был бы шагом назад. Вперед - в солидный западный клуб - сомнительно. Оставался шаг в сторону - в любой другой зарубежный клуб.


Первые реальные подвижки наметились во время декабрьского круиза динамовцев по Дунаю. Именно тогда Блохин получил первое внешне реальное предложение.

- Выгодные условия заключались в зарплате - 300 рублей, жене предложили должность не тренера по художественной гимнастике - инструктора по аэробике. «Уйпешт Дожа» реально не был готов к переговорам, команда хотела заполучить Блохина по линии МВД. Ведь это родственный клуб. Договоренность и в самом деле существовала, но не со мной, а на уровне министерств, - вспоминал Олег Блохин.


Выше Венгрии по Дунаю - Австрия. Там пунктом назначения динамовцев был Линц, где они приняли участие в турнире по мини-футболу, одним из участников которого был австрийский «Форвертс» из Штайра - города в 140 километрах от Вены.


Олег стал лучшим бомбардиром турнира. Тогда-то клуб, с которым динамовцы, сыграв в финале вничью, разделили первое место, и сделал «Динамо» и Блохину конкретное предложение. Молодая команда, средний возраст которой 24 года, боровшаяся за выход в бундеслигу, нуждалась в услугах дядьки-наставника.

А советский клуб нуждался в валюте. Госкомспорт СССР тоже…



ГОСКОМСПОРТ ПРОТИВ


Предложение было принято к сведению, но начался отпуск, и некоторое время советской стороне было не до того. В январе 1988-го динамовцы отправились на предсезонный сбор в ставший привычным немецкий Руйт. Среди остальных был и Блохин. Но когда команда, отыграв в минифутбольных турнирах, отправилась в США на Paсific Cup, где среди соперников был «Бордо», Блохин улетел в Москву - пробивать разрешение на переход в австрийский клуб.


Дело было непростое. Динамовцы предложили австрийцам обратиться в Госкомспорт - и телексы спортивного министерства начали принимать официальные запросы из Австрии.


Интересы «Форвертса» в этих переговорах представлял один человек, агент ФИФА Роберт Тихи, владелец посреднической фирмы «Интпро», имеющей два филиала - в Австрии и ФРГ. В начале акцент делался на укреплении дружбы, развитии дальнейших контактов и даже осуществлении в СССР перестройки. Потом все чаще и чаще в телексах из Австрии стали повторяться одни и те же слова: «Не понимаем, почему молчите».


18 февраля газета австрийских коммунистов «Фолькстштимме» под заголовком «Блохина не отпускают» писала: «Переход игрока в верхнеавстрийский клуб второй лиги «Форвертс», очевидно, не состоится. Советская федерация футбола подтвердила в среду телетайпное сообщение Австрийскому футбольному союзу со стороны агентства «Совинтерспорт», что разрешение звезде из «Динамо» Киев в настоящее время невозможно».


Блохин знал, что в Москве его не любят, готов был бороться, но близок был момент, когда он практически опустил руки.



БЕЗ ПАНИКИ, МАЙОР БЛОХИН!


Толчком для ускорения переговорного процесса стало нашумевшее интервью с Блохиным Арнольда Мельника в «Правде Украины». Сколько же клеймили у нас потом газету в качестве заповедника коммунизма, но сколько же она (и те, кто за ней стоял) сделали в суровом деле противостояния «Динамо» с московскими инстанциями!


Тут и дело Леонида Островского, и истории с Виктором Колотовым, а впоследствии и с Олегом Саленко.


Интервью было смелым даже по тем перестроечным временам. Там едва ли не впервые раскрывалась финансовая подноготная потенциального перехода и были слова, восстановившие против Блохина динамовское начальство по обе стороны Хутора Михайловского. Он признавался: «… неожиданно последовало возражение со стороны Центрального совета «Динамо». Дескать, о какой Австрии может идти речь, если вы - офицер, майор внутренних войск МВД».


«Зачем Олегу в интервью надо было говорить, что он майор? Зачем засвечивать погоны? Начальство не поймет. Уже пошли разговоры, что Блохин швыряется погонами», - было и такое мнение.


Это интервью в совокупности с личным (!) письмом Олега Владимировича министру внутренних дел СССР Александру Владимировичу Власову позволили делу сдвинуться с мертвой точки. Сначала ему предложили должность тренера и отправку на стажировку, но когда Блохин категорически отказался - в очередной раз вызвали к начальству.



ХОЖДЕНИЯ ПО МУКАМ


Слова бывшего председателя центрального совета Всесоюзного физкультурно-спортивного общества «Динамо» Валерия Сысоева, сказанные им в интервью «СЭ», вы можете прочитать по соседству. А в 1988-м он говорил журналисту и автору совместных с Блохиным книг Дэви Аркадьеву:


- У нас с Олегом идет длительный диалог относительно не завтрашнего, а послезавтрашнего дня… Вторая лига, заштатный клуб, хоть он и австрийский, приглашает лучшего игрока Европы своего времени. Что он приобретет в этой австрийской второй лиге?


Тем временем, события продолжали развиваться. 16 марта в «Советском спорте», отвечая на письма «читателей» о стремлении динамовца перейти в австрийский клуб, заместитель председателя Украинского республиканского совета общества «Динамо» В. Дорохов в материале «Пути-дороги Олега Блохина» частности писал о желающем сменить обстановку футболисте: «Сам он загорелся было перейти в «Форвертс», о чем даже заявил в республиканской печати», «…многие игроки динамовских команд состоят на воинской службе. В их числе и офицер Блохин», «прежде чем заводить разговор о переходе в зарубежную команду, надо решить вопрос о дальнейшем прохождении им воинской службы в установленном порядке».


Попытка Блохина не то чтобы написать опровержение, но хотя бы прокомментировать эту статью успеха не имела. Плечо подставила «Комсомолка», опубликовавшая письмо в редакцию «Не верьте слухам», в котором опальный форвард объяснял причины своего решения («приглашают меня не просто играть за второразрядный зарубежный клуб, как это сказано в интервью, а на роль играющего тренера») и опровергал клевету. В частности, то, что ему якобы предложили работу с дублерами родного клуба.


А днем раньше этой публикации Олег вместе с Ириной Дерюгиной вновь были в Москве на аудиенции у Сысоева - и услышали от начальника, что если он выйдет играть в составе австрийского клуба, это будет эксплуатация труда советского офицера. Такого шанса капиталистам майор МВД дать, конечно же, не мог и принять твердое решение - разатестоваться.


21 марта он пришел в свою часть в Киеве и подал рапорт, но и на этом все не закончилось, потому что там потребовали распоряжения центрального совета «Динамо». А в это время в Москве уже несколько дней находился представитель посреднической фирмы «Интпро», уведомленный о том, что все уже решено.

И уже в день отъезда Олега в Москву 23 марта все тот же Дорохов неоднократно звонил Блохину, требовал одуматься, уговаривал ни в какую Москву не ехать. А в Белокаменной Олег узнал, что после его отъезда Центральный совет «Динамо» бомбардировал соответствующие органы требованиями «запретить и не пущать».



ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЕБЮТ


Развязка этой бюрократической истории, как написал в опубликованной в журнале «Огонек» статье «Прецедент» Дэви Аркадьев, во всех бюрократизма проявлениях в большом спорте, наступила 25 марта в 19.45, когда Блохину в Госкомспорте вручили все необходимые документы по его командировке в Австрию, с профессиональным клубом которой был наконец-то подписан контракт.


- С каким настроением улетаю? - переспросил тогда Блохин. - Честно говоря, уже и ехать не хочется, и даже играть в футбол… Здорово потрепали нервы за это время. А может, так и должно быть? Когда чего-то долго добиваешься, наступает какое-то опустошение…


Кстати, родной клуб Блохину не препятствовал, а Валерий Лобановский, с которым он зашел проститься перед поездом, тепло напутствовал его, расцеловал и сказал: «Держи марку!»


25 марта Олег улетел в Австрию. А еще через несколько дней «Спортивна газета» в скромной заметке «Дебют Олег Блохина» под рубрикой «Наши за границей» констатировала: «Захватывающую оценку комментаторов австрийских газет получила игра Блохина, который провел свой первый матч в составе команды «Форвертс» (Штайр). Во встрече с клубом ЛАСК, которая завершилась вничью - 0:0 и проходила на тяжелом поле, киевлянин показал высокий класс. Это отметил и тренер «Форвертса» Й. Бруннемайер».


Расширю немного короткую заметку о дебюте Олега Блохина в Австрии и продолжу историю. На матч он вышел под привычным 11-м номером. Он хорошо провел встречу и заслужил высокие оценки. Блохин был признан в матче лучшим игроком. В следующем туре забил первый австрийский гол в ворота «Медлинга».

«Форвертс» вышел на второе место в таблице «смешанного» дивизиона. В нем играли четыре неудачника высшей лиги по итогам предварительного этапа и четыре лучшие команды второго дивизиона. Первые четыре выходили в элиту. «Форвертс» финишировал третьим во втором дивизионе.


Команда добивалась успеха в основном за счет надежной игры в обороне. Впереди, как писала австрийская пресса, угрозу для ворот соперника по-настоящему представляли лишь два игрока - Блохин и Мадленер. Причем голы Блохина, как правило, были очень ценными с турнирной точки зрения: благодаря им клуб заработал несколько важных очков.


Так, в драматичной встрече с «Санкт-Пельтеном», после того, как знаменитый аргентинец Марио Кемпес открыл счет на 89-й минуте, «Форвертс» все же сумел отыграться - спустя три минуты в компенсированное время ответный мяч провел Блохин. В восьмом туре точный удар украинского форварда принес победу над «Аустрией» из Зальцбурга.


На самом финише этого скоротечного турнира мяч, забитый Блохиным во втором тайме, закрепил победу «Форвертса» над «Фестом» - 2:0. Этот гол, как передало потом австрийское телевидение, был признан в стране голом месяца. Всего же Блохин забил пять мячей, а его клуб после долго перерыва вернулся в первую бундеслигу.


По окончании сезона довольные хозяева «Форвертса» продлили контракт с Блохиным еще на год. В новом сезоне на него были возложены обязанности играющего тренера…



Евгений БЕЛОЗЕРОВ