1 січня 2005 13:00

Былое. Лучшие футболисты СССР. Андрей Биба

1966 год

Ранее одной из новогодних традиций было подведение итогов конкурса-опроса, проводимого еженедельником "Футбол" (или "Футбол-Хоккей"). Лауреат этого конкурса признавался лучшим футболистом СССР соответствующего сезона. В разные годы этого титула были удостоены Олег Блохин (трижды), Евгений Рудаков, Анатолий Демьяненко, Александр Заваров, Алексей Михайличенко. А впервые киевским динамовцем, ставшим лучшим футболистом сезона, стал Андрей Биба...

 

1966 год. Андрей БИБА

 

В определении лучшего футболиста 1966 года участвовало 55 футбольных обозревателей, представлявших 28 печатных изданий, ТАСС, радио и телевидение.

Победителем референдума стал капитан киевского «Динамо» полузащитник Андрей Биба, набравший 94 очка (22 первых места, 10-вторых, 8-третьих).

Второе-третье места поделили Лев Яшин («Динамо», Москва) и Альберт Шестернев (ЦСКА)- по 75 очков.

Три последующих места заняли Эдуард Стрельцов (московское «Торпедо») - 24 очка, Анатолий Бышовец (киевское «Динамо») - 21, Валерий Воронин (московское «Торпедо») - 14.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

БИБА Андрей Андреевич. Род. 10.08.37. Полузащитник. Заслуженный мастер спорта. Начал играть в Киеве («Искра»), ФШМ - 1955-56.

Выступал за киевское «Динамо» -1957-67, днепропетровский «Днепр» 1968-69, черниговскую «Десну» -1970. В чемпионатах СССР провел 234 матча, забил 69 мячей. Чемпион СССР 1961,1966,1967 годов. Обл. Кубка СССР 1964. 1966 годов. В «33 лучших» входил 4 раза (№1-1). За сборную СССР сыграл 1 матч (1965). В олимпийской сборной СССР провел 8 матчей, забил 2 гола (1962-64). Был капитаном киевского «Динамо».

Работал тренером «Динамо» (Киев), «Таврии» (Симферополь), «Днепра» (Днепропетровск), главным тренером «Спартака» (Житомир), «Уголька» (Горловка), «Подолья» (Хмельницкий), «Нефтяника» (Ахтырка). В настоящий момент - селекционер киевского "Динамо".

 

 

Биба — игрок, определяющий лицо киевского «Динамо», команды, безусловно, лучшей в 1966 году. Отдавая дань его личным заслугам, обозреватели в какой-то степени имели в виду и успехи киевлян в целом. Дело, конечно, не в том, что Биба—капитан команды, а в том, что его можно назвать капитаном игры, показанной нашим чемпионом.

Мнение обозревателей в какой-то мере может послужить и упреком селекционерам сборной СССР, в составе которой не было не только Бибы, но и вообще организатора игры, футболиста, держащего «нити заговора».

Лев Яшин на протяжении многих лет был и остается лучшим вратарем мира. Его вклад в футбольное искусство неоспорим. И если рассматривать его достижения в целом, то очевидно, пока Яшин играет, он имеет полное право считаться лучшим футболистом страны. Но наши обозреватели определяют лучшего по итогам сезона…

 

Как бы вы ответили, получив нашу анкету с просьбой   назвать  трех лучших футболистов 1966 года?

— Наверное,  иначе, чем журналисты. Я   футболист,   для меня футбол не только зрелище,  и я его вижу  и  чувствую   по-своему.

 

— Объясните.

— Чаще всего лучшими футболистами признают нападающих или  вратарей.  Это,  пожалуй, самые    эффектные фигуры, они как бы ставят  восклицательные    знаки либо  в   атаке, либо в обороне и больше других бросаются в глаза.

 

— Присваивают   чужую славу?

— Нет,   не присваивают, а, пожалуй,   обобщают.   Все они достаточно  хороши сами по себе, а кроме того, в них отражается      и мастерство команды. — Вы считаете неверной саму идею  определения лучшего? — Нет, почему же. Я только размышляю, что значит быть абсолютно сильнейшим? Совмещать в себе достоинства и лучшего вратаря, и лучшего защитника, и лучшего нападающего? Это невозможно, Вероятно, определяют в таких референдумах не самых лучших, а самых популярных. Не вернее ли так будет?

 

— Хорошо, принимаем ваше уточнение. Однако назовите свою тройку.

— (Подумав) Шестернев, Турянчик, Маркаров.

 

— Два защитника и один нападающий?!

— Я же говорил, что сужу не как зритель. Футбол меняется. Без прочно организованной защиты нельзя показать хорошей игры ни всей команде, ни любому солисту. Футболист ценит первоклассного защитника выше, чем зритель, понимая, что без него невозможны эффекты атаки. Поэтому я и называю Турянчика. Он сыграл в минувшем сезоне превосходно, может быть, как никогда прежде. Он руководил защитой, вел команду вперед. Мы. все впереди играли легко, потому что надеялись на защиту, и в первую очередь на Турянчика.

 

— Значит девиз «Прежде всего — безопасность»?

— Не знаю я такого девиза. Существуют команды более слабые и более сильные, одни вынуждены чаще защищаться, другие могут чаще атаковать. Сейчас оборона непременно участвует в атаках, взаимодействие становится решающим качеством. Возьмите нашу команду, в иные моменты ей приходится защищаться ввосьмером. Что же, выходит, мы применяли оборонительный футбол?

 

... Первой реакцией Андрея Бибы на избрание его лучшим футболистом года были слова:

— Так ведь я даже в сборной не играл...

 

— А разве вы сами не называли Турянчика? Он ведь тоже не был в сборной...

— Так ведь я футболист...

 

— Верно, вы говорили, что с трибун видны только «эффектные» игроки — вратари и нападающие. Вы-то, кажется, не нападающий?

— Как сказать. Интересно, если бы я не забил десять голов, дали бы мне первое место? То-то и оно.

 

— Скажите откровенно, как вы расцениваете голосование?

— С большинством вроде бы принято соглашаться. Да и, говоря серьезно, мне странно было бы возражать. Большая для меня честь. Но скажу вот что: если бы не мои товарищи, если бы не наша тактическая организация игры, не бывать бы мне ни бомбардиром, ни лучшим игроком сезона.

 

— Иными словами, ваша слава имеет, так сказать, командный характер?

— Именно так.

 

— А вы сами не чувствуете, что играли лучше, чем, скажем, в прошлом году?

— Мне действительно игралось как-то свободнее, удачливее. Но я считаю, что это произошло главным образом из-за организации игры. У меня не было твердого жесткого задания, я играл как бы по обстоятельствам. Но ведь такую свободу действий мне создали партнеры, общий план, которому мы все следовали.

 

— А голы?

— То же и с голами. Почти все я забил с подач Сабо и Мунтяна.

 

— А с Хмельницким и Бышовцем вы разве не взаимодействовали?

— Главным образом передачей им мяча.

 

— Без обратного паса?

— Такова манера игры наших нападающих... Надо, однако, признать, что, в общем, индивидуальная манера их игры, умение обыграть защитников облегчали и мои действия.

 

— По нашим сведениям, этот год для вас был юбилейным?

— Да, я играю в киевском «Динамо» десять сезонов.

 

— И все десять под десятым номером?

— Под десятым...

 

Александр Вит, «Футбол», 1967г, №1