16 листопада 2004 19:13

Николай Махиня. Страницы биографии

Махиня Николай Борисович

Родился 17 ноября (30 ноября) 1912 г в Каневе.
Защитник (начинал играть нападающим). Заслуженный мастер спорта.
Начинал играть в футбол в Киеве в клубе «Водник».
В чемпионатах СССР провел 151 игру (11 забитых голов). Все матчи за киевское «Динамо», в котором выступал в 1936-47гг.
Серебряный призер чемпионата СССР 1936г., бронзовый – 1937г. Забил первый мяч киевского «Динамо» в чемпионатах СССР (в Киеве на 80-й минуте игры с московским «Динамо» 24.05.36г., закончившейся поражением киевлян 1:5)
По окончании карьеры футболиста работал тренером и преподавателем физкультуры.

Увы, большинство болельщиков ассоциируют фамилию футболиста совсем не с его футбольными достижениями (По свидетельствам очевидцев, Махиня был очень быстрым футболистом, резким и бесстрашным в единоборствах), человеческими качествами (Далеко не каждый футболист того времени согласился бы в интересах команды «перейти из нападающих в защитники») или просто со славным жизненным путем (Махиня – фронтовик, который в первом послевоенном чемпионате был капитаном киевского «Динамо»)…

В основном, многим на память приходит жуткая травма, нанесенная Николаем Всеволоду Боброву. Вовсе не претендуя на истину в последней инстанции, остановимся на этом давнем эпизоде подробнее.

Удивительно, но сразу по окончании той игры (она была проиграна киевлянами 0:3) ни одна из центральных газет не обратила особого внимания на травмы двух ведущих нападающих ЦДКА, т.к. повреждения их не были вызваны грубостью защитников…
Из отчета в «Советском спорте» от 1.06.46г. (Автор – А.Ковалевский):
…в начале второго тайма москвичей постигла неудача. Федотов, принимая мяч, повредил колено и ушёл с поля. Его заменил Щербатенко. Вскоре на штрафной площадке киевлян Бобров во время дриблинга также растянул себе ногу. Москвичи остаются вдесятером, но легко удерживают счёт. Хорошо судил Дмитриев…

Совершенно не упоминается грубость киевлян, высоко оценена работа арбитра. Хотя в то время судьи, потакавшие грязной игре, получали в прессе самые нелестные эпитеты…

Казалось бы журналистам нужно было бы обратиться к первоисточникам: прессе тех лет, воспоминаниям очевидцев…Но этого нет и в помине! Казалось бы: чего проще - пиши правду, опираясь на факты и проверенные документы. Что сейчас мешает это делать!? Вот как описана та же самая травма Боброва А.Салуцким в книге «Всеволод Бобров»:
"...обозлённый защитник (Махиня) прыгнул ему на пятку. Бобров, как всегда изо всех сил уже рванулся вперёд, но его нога оказалась припечатанной к земле (видимо защитник продолжал там на пятке стоять). Коленный сустав не выдержал такой колоссальной нагрузки. Бобров потерял сознание."

Воздержимся от комментариев… Если же Вы в чём-то сомневаетесь, то попробуйте проделать нечто подобное сами. Но, тем не менее, это тиражируется в прессе уже более двадцати лет. Вот, к примеру, "Футбол" (Москва) №43 за 2000г. В нем приведены воспоминания о замечательном человеке и спортсмене Всеволоде Михайловиче Боброве. Признаюсь: теплилась надежда, что хоть в честь 80-я легенды нашего спорта будут ликвидированы наслоения лжи и домыслов. Но куда там!

Единственное, что можно утверждать – жесткость Махини в том матче никак не могла быть преднамеренной. Ему было уже 33 года. В этом возрасте играют уже больше головой, чем ногами. На моей памяти ломают соперника именно юные защитники. Именно в этом возрасте Сергей Никулин порвал "ахилл" Эдуарду Стрельцову в игре за дубль, а Сергей Шустиков едва не оторвал ногу Сергею Юрану в таком же турнире.

Пойдём дальше…В том же номере "Футбола"№49 читаем статью В.Фалина. Вы, надеюсь, не забыли жуткой картины получения травмы? Приведем воспоминания очевидца: "на его колено было страшно смотреть." (Борис Аркадьев, стр.159. "ФиС" Москва 1990г.). По нынешним нормам при современном уровне медицины - минимум полгода только лечения после операции. А что мы читаем у В.Фалина?: "…он ещё предпринял отчаянную попытку вернуться на поле и даже 14-го июля в Ленинграде вышел в основном составе, но сыграл всего три минуты.("Подшивка "Советского спорта" №46.)

Впрочем, большинство авторов неточны. Для Боброва чемпионат на этом действительно закончился, но не Кубок! Оказывается, Всеволод Михайлович через 3 месяца (тоже не срок) вышел на игру 6.10.46г. с "Зенитом" (Ленинград), сыграл всю игру и даже забил гол. ("Советский спорт" №70)…Далее идёт ещё более занимательный сюжет. Впрочем, предоставим слово самому герою: "...я только-только заканчивал лечение после тяжёлой травмы, полученной в Киеве. И вот, накануне матча Борис Андреевич спрашивает меня:
-Сева, сможешь играть? ("Самый интересный матч"1963г., стр.88)
Речь идёт о следующем матче на Кубок СССР с "Торпедо"(Москва) 10.10.46г.

Тайной до сих пор остаётся: спрашивал ли об этом Аркадьев Ранитенского (врач команды), а также задавал ли мэтр Боброву подобные вопросы перед встречей с "Зенитом"? Но не только Кубком ограничился армеец. По свидетельству Гулбата Торадзе ("Футбол"№23, 2000г): "...Поздней осенью 1946г. ЦДКА во главе с оправившимися от травм Г.Федотовым и В.Бобровым участвует в играх на турнире в Тбилиси." Где поразили местных болельщиков, как мастерством, так и формой.

А потом зима, а значит время зимних видов спорта: русский хоккей и канадский. Бобров принимает участие как в первом виде (на первенство Москвы, СССР), так и в канадском с "ВВС"30.12.46г (№94 "Советский спорт"). Игра была грубой: из 16-ти игроков 10 были удалены на 60 мин.

И только после новогодних праздников В.М.Бобров был отправлен на лечение в Югославию. Опять вопрос: а почему ждали семь месяцев?

Теперь о самом лечении. Салуцкий утверждает, что профессор спортивной медицины Гроспич сделал операцию неправильно (стр.145). Это утверждает и Олег Белаковский, а вот Мурадов уже сокращает срок реабилитации до полугода. Но это уж вряд ли, учитывая уровень тогдашней медицины. Что же касается СССР, то, как таковая спортивная медицина у нас образовалась в начале 50-х годов в период подготовки к Олимпиаде в Хельсинки 1952г. Так что судить о том правильно или нет, сделана операция на мениске в то время у нас не мог никто, по весьма уважительной причине: у нас не было соответствующих технологий и компетентных специалистов...

Всеволод Михайлович выходит в календарной игре 29.мая 1947г.!,т.е. менее, чем через полгода! Салуцкий:"...правая нога продолжает болеть (прошу обратить внимание на снимки тех лет: у Боброва повязка на левой ноге!) и … пришлось обращаться на консультацию к главному хирургу Советской Армии генерал-майору медицинской службы Ф.Ф.Берёзкину. (Опять же симптоматично – это не спортивный врач).

Ничуть не претендуем на абсолютную истину. Но первоисточники позволяют утверждать, что причина преждевременного (только преждевременное ли оно? Особенно, учитывая выступление спортсмена и зимой.) окончания карьеры Боброва - не грубость соперников, а отсутствие опыта восстановления после травмы и просто несчастливое стечение обстоятельств…