9 січня 2003 22:30

Павел ШКАПЕНКО: "Хочу играть в Киеве"


Экс-форвард московского "Торпедо" может оказаться в "Арсенале"...

Последние восемь сезонов Павел ШКАПЕНКО только то и делает, что борется за медали. Пять раз он взял "золото" с киевским "Динамо", затем был с "бронзой" в московском "Торпедо", выиграл первую российскую лигу с ярославским "Шинником", после чего снова был третьим, теперь уже в "Томи". Не собирается украинский полузащитник отступать от своих принципов и сейчас, при выборе нового клуба в первую очередь обращая внимание на те задачи, которые он перед собой ставит.

"От Шевченко хотел уйти не только я"

-- Паша, твой контракт с "Торпедо" закончился?

-- Да, 15 декабря 2002-го.

-- Однако за автозаводцев до этого ты не играл более года. С чем это связано?

-- Тогда, при Шевченко, в "Торпедо" сложилась такая атмосфера, что не один я хотел сменить клуб. После каждого поражения тренер пытался найти виноватых среди футболистов, причем, так получалось, что не всегда в "основу" попадали сильнейшие.

-- Кто был твоим конкурентом за место в "старте"?

-- Сергей Кормильцев. "Торпедо" заплатило за него 800 тысяч долларов, поэтому Шевченко не мог не ставить его в состав. Хотя даже сам Сережа удивлялся, почему я не попадаю в "основу", ведь мы могли сыграть в центре поля и вдвоем.

-- Когда ты задумался об уходе из "Торпедо"?

-- Сразу, как только перестал попадать в состав. Подошел к генеральному директору Юрию Мишину, сказал, что хочу играть, а в "Торпедо" перспектив у меня нет. Он нормально воспринял мою просьбу, однако Шевченко воспротивился, попросил остаться, сказал, что предоставит мне шанс. Около месяца я еще оставался "автозаводцем", но после того, как в поединке с "Крыльями" при счете 0:5 Шевченко выпустил меня на последней минуте, я не сдержался. У нас состоялся серьезный разговор, я сказал, что мне уже не 20 лет, после чего наставник дал мне "вольную".

"Играл в Ярославле, жил в Москве"

-- Варианты "отступления" к тому времени уже были?

-- Да, мне уже давно звонил тренер ярославльского "Шинника" Александр Побегалов. Однако речь велась только об аренде. У меня был действующий контракт с "Торпедо" еще на полтора года, а сумма, требуемая за мой выкуп, для "Шинника" была слишком высока. Впрочем, меня это не пугало -- я хотел играть. К тому же, ярославцы ставили перед собой высокие задачи, что для меня является основным критерием при выборе команды. "Шиннику" было мало выйти в Премьер-лигу, команда поставила цель занять только первое место.

-- И задачу эту выполнила...

-- Да. Вообще, в "Шиннике" я чувствовал себя комфортно. По итогам второго круга стал лучшим бомбардиром команды, в одном поединке даже "покером" отметился.

-- А в финансовом плане не прогадал?

-- Условия были выгоднее, чем в "Торпедо". Главным спонсором клуба был шинный завод, помогали люди из Москвы, какая-то газовая компания. Президент клуба всегда говорил, что хочет создать в Ярославле команду европейского уровня.

-- Квартиру в Ярославле предоставили?

-- Я сразу после матчей в Москву уезжал, на машине три часа езды. Потом уже, когда семья приехала, сняли квартиру.

"Руководство "Томи" сказало проиграть решающий матч"

-- Почему тогда не остался в "Шиннике"?

-- Закончился срок аренды, я вернулся в Москву. Руководство ярославцев предпринимало попытки выкупить меня у "Торпедо", но сумму трансфера не потянуло. Я приходил на тренировки автозаводцев, общался с Шевченко, мы понимали друг друга, однако себя в этой команде я уже не видел. В этот момент как раз позвонил наставник томской "Томи" Валерий Петраков, он в свое время в "Торпедо" работал, сказал, что хотел бы видеть меня в своем коллективе. Я не спешил с ответом, однако, зная о том, что "Томь" с "Торпедо" практически договорились о моем переходе, понимал, что все равно придется ехать в Сибирь. Петраков мне как-то так и сказал: "Ты все равно будешь у нас". И когда до начала чемпионата оставалось около 20-ти дней, я дал согласие на переход.

-- Это был не лучший вариант для тебя?

-- Я ехал к тренеру. Петракова я хорошо знал, а это немаловажно. Тем более, "Томь" поначалу ставила перед собой высокие цели.

-- Выйти в Премьер-Лигу?

-- Нет, задача была быть в шестерке, но, так получилось, что мы здорово стартовали, 14 туров никому не проигрывали, что для первой российской лиги, большинство команд которой на равных могли бы соперничать со многими клубами украинской "вышки", явление исключительное, и потому сами стали себя настраивать на максимальные цели. Команда у нас действительно была приличная. Одно имя Жидкова, который у нас в воротах стоял, а ранее успел поиграть за киевское "Динамо" в чемпионате Союза, о многом говорит. Однако, по независящим от футболистов причинам, "Томи" пришлось отказаться от намеченных целей.

-- Команда оказалась не готова к выходу в "вышку"?

-- Скорее, неготовыми к этому были руководители клуба. Во втором круге появились задолженности по зарплате. Мы с Жидковым часто ходили к президенту, требовали изменить положение, однако никаких положительных сдвигов в этом направлении не было. Нам не платили по два-три месяца... А "Томь" тем временем продолжала набирать очки и шла "на Премьер-лигу". Однако за пять туров до окончания чемпионата, когда нам предстояла ключевая игра в Казани с нашим главным конкурентом -- "Рубином", -- руководство на общем собрании объявило о том, что "Томь" отказывается от выхода в "вышку". Пришлось сыграть, как говорят, спустя рукава. В итоге, чемпионат мы закончили третьими, и то благодаря тому, что отрыв к тому времени от четвертого места был очень солидным.

-- Договорные матчи, вообще, больная тема для российской первой лиги...

-- Нас тогда поставили перед фактом. Руководство поступило несолидно. Причем после этого задолженности по зарплате выплачены так и не были.

-- А многие рассказывают, что в Сибири платят заоблачные гонорары.

-- Все это миф. Перед нами стояла задача быть в шестерке, стали третьими, но обещанные деньги в полном объеме так и не получили.

"Россияне были в восторге от нашего сала"

-- Долго привыкал к длительным перелетам?

-- Месяца три. За год в самолете провел столько времени, сколько в Киеве за десять лет. В Астрахань, например, из Томска 8 часов лету, причем с пересадками. И после этого -- на игру. К тому же, зима там заканчивается только в мае, а в ноябре уже минус 20. В общем, сложности были.

-- В Украину выбраться времени не было?

-- Куда там! Жену с детьми повидать -- и то не всегда удавалось. С друзьями, правда, общался. По телефону. Звонили Сергей Леженцев, он сейчас в Севастополе бегает, мой кум -- Сергей Коновалов, Хацкевич Саша. Однако живого общения телефонными разговорами не заменишь.

-- А гостинцы из Украины получал?

-- Меня всегда просили сало привезти. Оказалось, что и для россиян -- это как наркотик. Леженцев рассказывал, что, когда был на просмотре в Самаре, Плотников -- голкипер "Сокола" -- всегда говорил: "Черный хлеб, сало и горчица -- это класс!" Мне же ребята, когда салом угощал, говорили: "Ну, хохлы, вы хороши!"

-- "Перцовку" россиянам не предлагал?

-- Было дело. Им понравилась.

"Мне импонирует игра "Арсенала"

-- И все же в "Томи" ты оставаться не захотел.

-- Руководство было заинтересовано в моих услугах, но после того, что я увидел, возвращаться в Томск не захотел. Мне даже пытались угрожать, говорили, что все равно будешь играть у нас. Одна из российских газет даже написала, что Шкапенко, отказавшись от приглашения "Томи", решил закончить карьеру. Я же к тому времени уже решил для себя, что буду играть только в Украине. Согласны были со мной и родные, да и руководство "Торпедо" не стало чинить препятствий.

-- И что намерен делать сейчас?

-- Вернувшись в Киев, неделю до Нового года тренировался с киевским "Арсеналом". Мой кум -- Коновалов -- поспособствовал. Пообщавшись с Вячеславом Грозным, понял, что он во мне заинтересован, сказал, что я достоин своего имени. Теперь все решается на высшем уровне.

-- Сам лично чувствуешь, что "Арсенал" -- твоя команда?

-- Да, мне импонирует тот стиль, который привил команде Вячеслав Викторович. Кстати, когда-то я играл против него, когда в кубковом поединке "Шинник" встречался" со "Спартаком", где тогда работал Грозный. Мы выиграли -- 1:0. После матча наставник москвичей Олег Романцев зашел в нашу раздевалку и поблагодарил за игру.

"Арсенал" исповедует атакующий футбол. Грозный много взял от Романцева, однако не стал слепо копировать игру "Спартака". Мне такая игра по душе. В общем, был бы рад остаться в Киеве. Тем более, чувствую, что готов еще играть на высоком уровне.