6 березня 2021 13:59

Роман ГРИГОРЧУК: "Игроки не хотят ехать в Беларусь. Тяжело приглашать"

На следующий день после победы в Суперкубке главный тренер солигорского "Шахтера" Роман Григорчук дал эксклюзивное интервью Сергею Азаркевичу.


— Как отпраздновали?
— Вообще практически не праздновали. Что-то было в раздевалке — и, собственно, все. Тихо, спокойно, без большого веселья.

— Победа в Суперкубке не всегда воспринимается как полноценный трофей. Для вас это титул или скорее возможность засвидетельствовать, насколько команда готова к основному сезону?
— Это однозначно титул, трофей, важное событие. Такова моя позиция. Разумеется, мы настраивались только на победу, и в итоге счастливы, что смогли ее добыть. Это даст хороший импульс в начале сезона — и в функциональном, и в психологическом плане, добавит уверенности. Как бы то ни было, в спорте самое главное — результат. А дальше уже можно рассуждать, как ты играл и в каком стиле ты победил.


— Если отвлечься от результата, насколько довольны действиями команды на поле?
— Доволен в первую очередь функциональным состоянием ребят. Понравилось, как они двигались. Уже просмотрел все показатели — они на хорошем уровне. Также отмечу отличный настрой. Было стремление к победе. Более того, мы были, наверное, перенастроены и перевозбуждены, так что в плане эмоций находились не совсем в оптимальном состоянии, что сказалось на игре в первые 15-20 минут. Отчасти это даже помешало нам в первом тайме. В перерыве об этом немного поговорили — и затем ситуация выровнялась.


— За "Шахтер" в официальном матче после перехода как раз из БАТЭ дебютировали Филипенко и Стасевич. Пришлось как-то отдельно с ними разговаривать перед игрой?
— Отдельно по поводу их ситуации мы не общались. Егор и Игорь — профессионалы, они уже многого достигли, и не думаю, что был смысл отдельно что-то обсуждать. Они по-прежнему полны сил и желания двигаться дальше и становиться еще лучше.


— Стасевич действовал слева в "полунападении" в связке с Античем. Не кажется, что Никола в итоге оказался как будто в тени Игоря и стал меньше помогать впереди?
— Да, что-то такое могло показаться, особенно в начале игры. Повторюсь, у нас не совсем получалось строить позиционные атаки так, как мы планировали, в первые минуты. На поле был какой-то сумбур. Не получалось должным образом контролировать мяч. Только начинаем атаку — сразу теряем его. Это еще от недостатка взаимопонимания. Однако в целом, что касается левого фланга, я видел, что связка Стасевича и Антича взаимодействует вполне неплохо. Ясно, что для полного понимания друг друга еще нужно некоторое время. Но не думаю, что кто-то кого-то будет затмевать, или что Антич не сможет себя проявлять. Уверен, со временем все будет хорошо.


— Вопрос о "стандартах". Есть тот же Антич, пришел Стасевич, в первом тайме Суперкубка штрафные исполнял вообще Диасамидзе. Как сейчас проходит процесс распределения ролей?
— Не то чтобы мы вообще придаем стандартным положением большое внимание и сильно много их тренируем. Хотя это, безусловно, важный компонент игры. В матчах же все зависит от конкретной ситуации. У нас есть целый ряд футболистов, способных создавать опасность после штрафных и угловых. Это не только Антич или Стасевич. Есть еще Иванович, Сачивко, тот же Ахмеди неплохо исполняет.


— Что было у вас в мыслях, когда пенальти пошел исполнять Гутор?
— Если говорить вообще о серии одиннадцатиметровых, то на сборах мы всего раза два уделили этому время. Прежде всего чтобы посмотреть, как бьют пенальти новые футболисты, что-то для себя отметить. К слову, Филипенко на одном из таких занятий забил, по-моему, семь из семи. Причем исполнял здорово, без вариантов для голкипера. А в игре вот получилось совсем иначе. Оно и понятно, здесь гораздо больше факторов — и усталость, и психологический фон. А так, конечно, мы определили круг людей, которые могут подойти к "точке" в серии пенальти. Речь прежде всего о первой пятерке. А дальше уже ребята сами решали на поле.


Что касается моих мыслей, разумеется, не могу сказать, что был спокоен. Ясное дело, переживал и волновался. Если говорить о Гуторе, не удивился, что Саша пошел бить. Был наслышан, что он это умеет. И, кстати, пробил ведь как здорово! Уверенно подошел — и без шансов для вратаря! Еще и с запасом…


— Можно сделать вывод, что отчасти вы даете команде не то чтобы свободу действий, но возможность принимать самим некоторые решения. Это так?
— Всегда говорю ребятам так: мы должны знать и понимать какие-то базовые моменты. Иметь в голове, так скажем, навигатор атак, как они должны строиться, какие есть варианты и так далее. Просто так выходить и играть с чистого листа — простите, но нет. Это так не работает и не получается даже у топовых футболистов. Игроки в любом случае должны понимать, как им действовать в той или иной ситуации, это все нужно закладывать. Однако должны быть и моменты, в которые тренер никоим образом не вмешивается. Необходим простор для импровизации.

— Еще два нюанса касательно Суперкубка. Во-первых, есть ли новости о состоянии Сзоке?
— Ничего нового пока сказать не могу. Ориентировочный срок восстановления — не менее трех недель. Если Юлиус уложится в него — это будет хорошим итогом. Если вернется раньше — чудом. Большего желать нельзя, учитывая характер травмы. Слава богу, что обошлось без перелома, потому что момент такой… Скажу честно, мне даже повтор было страшно смотреть.

— Во-вторых, перед матчем многое говорилось об искусственном поле. Если говорить постфактум, как оно повлияло?
— Оно было подготовлено не полностью. Видно было, что прошли, "причесали" его, но не хватило полива. Тогда бы оно стало более быстрым и, уверен, на таком покрытии наши скоростные футболисты смогли бы лучше себя проявить. А они у нас есть. Все остальное — не знаю, как повернулось бы. Трудно предполагать. Но этот нюанс я бы выделил.

— Давайте о межсезонье. "Шахтер" с приключениями выезжал на сбор, но очевидно, что тренировки в Эмиратах и спарринги с сильными соперниками принесли немало пользы.
— Дело не только в этом. В первую очередь благодаря сбору мы получили поистине огромное количество информации о каждом футболисте. Просто гора данных! В играх с соперниками уровня топ-команд чемпионата России, которые выступают в групповых турнирах еврокубков, удобно многое анализировать и понимать. В таких спаррингах получаешь максимум информации. И вообще дорогого стоит сыграть против футболистов, по уровню нас превосходящих и — важная деталь — которые при этом находятся "ближе" к чемпионату. То есть практически на полном ходу, в гораздо лучшем функциональном состоянии. Это тоже хорошее условие для проверки сил. Ну, и здорово, что во многом благодаря тренировкам в хороших условиях нам удалось избежать травм.

— Поймал себя на мысли, что "Шахтер" на сборах готовился как будто не к чемпионату Беларуси, а сразу к Лиге чемпионов.
— Мы так и говорили. Шутили, что как будто уже сыграли в одной Лиге чемпионов, учитывая, что сражались с четырьмя сильными командами.


— У вас очень много новичков в атакующей группе. В то же время вы играли против клубов, с которыми сложно часто атаковать. Это не мешало наигрыванию связей впереди?
— Да, это очень серьезный вопрос. Что большинство наших соперников было сильнее и опытнее, это понятно. Нам этот опыт также необходим. Да, в чемпионате наверняка характер наших матчей будет иным, мы ведь говорили раньше о доминировании. Однако это все равно не значит, что в спаррингах выходили и думали только об обороне и контратаках. Нет, мы старались правильно начинать атаки, строить наступление, контролировать мяч, не особо думая о результате и о том, что можем проиграть. Пытались действовать тактически грамотно и играть в футбол, максимально приближенный к нашему видению, даже в таких условиях. И, понятное дело, хотели, чтобы у нас это получилось лучше.

— Насколько вам удалось на данный момент собрать новичков в единый коллектив?
— У нас есть основные принципы, которые все футболисты знают и понимают. Они для всех одинаковы. Главное, что я бы отметил, — у всех ребят есть желание. Взаимопонимание же со временем выйдет на более высокий уровень. Это, собственно, уже происходит.

— Вы снова сказали о доминировании в Беларуси как об одной из целей. Насколько обновленная команда способна ей соответствовать?
— Понимаете — я это уже неоднократно говорил — у нас нет возможности подбирать футболистов, которые бы идеально подходили к нашей модели или соответствовали нашему видению игры. Это такая идеальная схема комплектования. Ее может позволить себе совсем мало клубов — разве что европейские гранды. Наша работа очень сложная. Необходимо исходить из характеристик футболистов и пытаться их максимально эффективно использовать.

— В декабре, после завоевания чемпионства, вы говорили, что в финальной части сезона "Шахтер" перешел на прагматичную модель игры вынужденно, поскольку единственным, что было важно, являлся результат. Это значит, что в новом сезоне стиль вашей игры будет иным?
— Из того, что вижу на данный момент, вряд ли это будет футбол, который носит этакий романтический характер. Стиль зависит от способностей и характеристик футболистов. Учитывая наши возможности, мы стараемся контролировать мяч. Однако я не вижу смысла во владении ради владения. Это должна быть, например, подготовка атаки. К тому же, когда в твоем распоряжении есть быстрые футболисты, им необходимо свободное пространство, их нужно правильно использовать тактически. Исходя из этого и будем формировать свою стратегию.


— Самой большой потерей в межсезонье стал уход Яхшибоева. Насколько вы хотели удержать Джасурбека и было ли это реально?
— Что касается селекционной работы, это не моя сфера обязанностей. В клубе есть соответствующие люди — спортивный директор Александр Рехвиашвили.

— Но ваше мнение все равно ведь учитывается.
— Конечно. Но в селекционной работе огромное количество факторов. Она невероятно тяжелая. Тем более, как я заметил по межсезонью, сейчас очень тяжело пригласить футболиста в чемпионат Беларуси. Не хотят сюда ехать, и все тут. Это часто кажется, что все на поверхности, а на самом деле там множество условий должно сойтись. Например, есть ли у футболиста семья? Насколько комфортно здесь будет его жене? Если есть дети, также надо понимать, как они здесь будут жить, учиться. Разница в языке также влияет. Не раз бывало, что уже, кажется, договорились с игроком по всем пунктам, а потом — р-раз! — жена отказалась ехать. И все. Повторю, это невероятно тяжелый пласт работы.

— Тогда о входящих трансферах. Об уровне и опыте Стасевича всем прекрасно известно, но не смущал ли вас возраст Игоря?
— Если проанализируете мои предыдущие команды, увидите, что в каждой были такие позиции. Разумеется, важно, чтобы команда состояла из молодых талантливых футболистов, которых можно было развивать. Но не обойтись без опытных. Я восхищаюсь именно такими ребятами, как Стасевич, которые могут в 35 лет держать себя в отличном функциональном состоянии. Это свидетельство высочайшего профессионализма и невероятной работы. Так что дело совсем не в паспорте. То же самое можно сказать о Филипенко или Сачивко. Их уровень — результат огромной работы. Все дело в том, как человек способен трудиться над собой: как тренироваться, так и восстанавливаться.


— Что касается иностранцев, спрошу лишь про Дарбо. Согласно сайту tranfermarkt, он стоит 700 тысяч евро. Лишь однажды в Беларуси клуб платил за футболиста больше — БАТЭ за Иванича отдал миллион. Это должно создавать определенное давление…
— Скажу честно, я не знаю, сколько он стоит и как происходил его переход. Я в эти вопросы не вникал. И сравнивать его с теми, кого вы назвали, или с кем-то еще, не могу. Дарбо — способный футболист. Ему, конечно, еще надо время притереться к коллективу.

— Как оцените его игру в Суперкубке?
— Километраж, скорость — показатели хорошие. Добротный уровень. Но вы же понимаете, какова главная метрика игры нападающего. Это забитые голы. Дарбо — молодой футболист. Ему еще над многим надо работать. Но все равно, уверен, он здесь в этом сезоне свое назабивает.

— Говорят, титул сложнее защитить, чем выиграть. Есть ощущения, что за зиму давление на вас и на команду возросло?
— Вообще никаких разговоров на эту тему не было. Но очевидно, что мы подняли планку. Мы серьезно изменили отношение к нам со стороны конкурентов. Но я не раз говорил ребятам, что в таком случае мы и свое отношение к себе должны поменять. Что касается того, что удержаться на вершине сложнее, чем ее покорить, с этими словами согласен на двести процентов. Сам их часто повторяю. Для этого надо не только очень много работать. Надо работать правильно. Это даст шанс не только укрепиться на завоеванных позициях, но и ставить новые планки.

— И последний вопрос. За что вы так не любите БАТЭ? "Вентспилс", "Астана", чемпионат и Суперкубок с "Шахтером"…
— Ха, все наоборот! Я к БАТЭ отношусь с огромным уважением и даже восхищением. Для меня это всегда была особенная команда. Она добилась невероятных достижений. Борисовчане показали, что команда из любого чемпионата может выйти на серьезный европейский уровень. Сыграть в групповом раунде Лиги чемпионов и обыграть там "Баварию". Можно добиваться больших результатов, если работать правильно. Поэтому я восхищаюсь этим клубом и считаю, что в Борисове добились того, что очень многие должны на них равняться.