10 квітня 2019 19:37

Бразилиада

Не так давно в сборной Украины дебютировал Жуниор Мораэс, став третьим после Эдмара и Марлоса натурализованным бразильцем в нашей команде.

Против нас и сербов за Португалию сыграли рожденные в Бразилии Пепе и Диегу Соуза. Да, многие страны начали натурализацию «кудесников мяча» еще в прошлом веке.

И Европа - не единственный континент, где за сборные ее стран играют парни, выросшие на пляжах Рио, фавелах Сан-Паулу или улицах Порту-Алегри. Были такие и в Африке, и в Азии…

ПЕРВОПРОХОДЦЫ - ОРИУНДИ


Эмигранты и иммигранты были всегда, но началось все по большому счету с Италии в 1930-е годы. Первые иностранные футболисты итальянского происхождения потянулись на Апеннины еще до создания в 1929 году серии А, а уж после того поток просто хлынул. В основном, конечно, из Южной Америки, однако были и люди из Швейцарии, оккупированной Албании…

Но большинство все же из-за океана. В первую очередь, из Аргентины, где в тяжелые годы осело немало выходцев из голодных районов Италии. В США они, понятное дело, тоже уезжали, но там, где толком не было футбола, они выбирали другие увлечения - не только спортивные…

В Италии для переселенцев-возвращенцев придумали специальный термин «ориундо» (во множественном числе - «ориунди» - «рожденный»). Тот, кто мог доказать наличие хотя бы итальянских дедушки или бабушки, без проблем получал гражданство. А что там доказывать? Фамилии бывало достаточно. «Усы и хвост - вот мои докУменты», как у Кота Матроскина.

На установленные ФИФА три года «карантина» для смены футбольного гражданства особого внимания не обращали, и в сборной Италии на ЧМ-1934 уже выступали четыре уроженца Аргентины - Луис Монти (вице-чемпион мира-1930), Раймундо Орси (еще в 1928 году перебрался), Энрике Гуаита и Аттилио Демария, а через четыре года - уругваец Микеле Андреоло.

Бразильцы с итальянскими корнями до Второй мировой войны тоже прибывали в серию А (особенно их любил «Лацио»), но погоды не делали, практически не попадая в сборную Италии, где были собраны лучшие не только с Апеннин, но и из Уругвая и Аргентины, котировавшиеся выше бразильских мастеров.

Можно вспомнить разве что Анфилоджино Гуаризи, поигравшего немного за сборную Бразилии в 1925 (!) году и привлекшего внимание «Скуадры Адзурры» в 1932-м после перехода годом ранее из «Коринтианса» в «Лацио». На его счету 6 матчей в составе сборной Италии, в том числе один на победном ЧМ-1934, 1 гол (Греции - в единственном матче отборочного турнира, от которого не были освобождены даже хозяева).

Будущие сборники появились на авансцене только в 1950-х. Жозе Альтафини по прозвищу Маццола на ЧМ-1958 играл за Бразилию, став в Швеции чемпионом. А в 1962 году в Чили, перейдя из «Палмейраса» в «Милан» (потом будут еще «Наполи» и «Ювентус»), - уже за Италию, за которую в общей сложности провел 6 матчей, забив в них 5 мячей.

Больше же всех (7 матчей, 2 мяча) в «доисторический» период наиграл в 1962-1963 годах Анджело Сормани, перебравшийся на Апеннины, не будучи игроком сборной Бразилии. Еще у нескольких бразильцев по одному-два матча за Италию. Лавочка полностью прикрылась в 1965 году, когда итальянским клубам после серии провалов сборной запретили подписывать новых легионеров (тем, кто уже играл, разрешили продолжать).

Та, что «Фиорентина» никак не могла предлагать, сошлемся на Владимира Высоцкого, «мильон за БышевцА» (миллион чего? - Прим. Е.Б.), чья карьера пришлась как раз на годы эмбарго. А вот чемпион мира-1962 Амарилдо, купленный «Миланом» в 1963-м, за «Фиорентину» против нашего «Динамо» играл. И против Бышовца. Но не за сборную - законы уже начали соблюдать. А эмбарго отменили только в 1980-м, и потянулись на Апеннины суперзвезды. В основном, сборники, А те, кто нет - «Скуадре Адзурре» и не нужны. Сама в 1982 году, как известно, чемпионом мира стала.

Очередная партия бразильцев в сборной Италии появилась относительно недавно. Тоже, в основном, с итальянскими корнями (по дедушкам-прабабушкам), но о них ниже.

ИСПАНСКАЯ ПАРТИЯ


В конце прошлого века натурализация была явлением исключительным: дети иммигрантов, игроки из хороших футбольных стран, неожиданно раскрывшиеся на новом месте… Если же говорить о бразильцах, то, пожалуй, стоит начать с нападающего мадридского «Атлетико» Херальдо Бесерры, ставшего «матрасником» в 26 лет после перехода из аргентинского «Ньюэлл Олд Бойз». Форвард дважды становился чемпионом Испании, выигрывал Межконтинентальный кубок, который «Атлетико» оспаривал после отказа «Баварии».

Трио нападающих клуба - Бесерру, Гарате и Айялу - в Испании называли: «три кинжала». В октябре 1973-го Бесерра, едва получив испанское гражданство, сыграл за сборную единственный раз в товарищеском матче с Турцией. А в 1977-м в возрасте 30 лет, вернувшись в Аргентину, где начал играть за «Бока Хуниорс», погиб в автомобильной катастрофе.

И второй бразило-испанец тоже играл за «Атлетико». Опорный полузащитник, способный сыграть и в центре обороны, Донато Гама да Силва в 1988 году перешел в этот клуб из «Палмейраса». В 1990-м, в 28 лет оформил испанское гражданство, и многие заговорили о том, что неплохо бы его и в сборной попробовать. Ждать пришлось долго - только в 1994-м, уже будучи игроком находившегося тогда на подъеме «Депортиво», Донато надел красную футболку «Фурии Рохи», участвовал в ее составе на Euro-1996. В рядах сборной Испании провел 12 матчей, забил 3 мяча.

Метеором мелькнул в сборной Испании, сыграв за нее всего три матча, Катанья, выдавший два прекрасных сезона в «Малаге». В чемпионате-1998/99 он с 26 голами стал обладателем «Пичичи», а через год, отличившись 24 раза, разделил в споре бомбардиров второе-третье места с Джимми Флойдом Хассельбайнком. Дальше результативность Катаньи пошла на убыль, а свои форварды в Испании еще имелись.

Сборную Испании образца 2008 года трудно представить себе без блестящего опорника Маркоса Сенны, выгрызавшего все в центре поля и позволявшего партнерам творить. К тому времени полузащитник «Вильярреала» играл за сборную два года, жил в стране уже седьмой год, прибыв туда, имея в послужном списке победу в клубном чемпионате мира в составе «Коринтианса».

И на этом дело не закончилось. Дефицит классических форвардов вынудил привлечь под знамена «Фурии Рохи» еще одного «матрасника» Диегу Косту, разуверившегося в возможности попасть в сборную своей страны. Луис Фелипе Сколари предоставил ему возможность провести два товарищеских матча за Бразилию в марте 2013-го (с Италией и Россией), но после этого на форварде на родине поставили крест. Испанцы же быстренько подсуетились к ЧМ-2014, однако, судя по увиденному тогда, можно было прийти к выводу, что как раз Бразилии Диегу Коста пригодился бы больше…

Тьягу Алькантара - сын чемпиона мира-1994 Мазинью. Родился в Италии, где тогда выступал за «Лечче» его отец. В Бразилии провел только несколько дошкольных, а затем после перерыва и школьных лет. С 14-ти занимался в школе «Барселоны», так что испанцы сразу взяли его в оборот, и Тьягу прошел все сборные страны - от юношеской до первой. Так что, тут о натурализации можно говорить только с большой натяжкой. В то же время младший брат Тьягу Алькантары - Рафинья, тоже начинавший в юношеских сборных Испании, позже выбрал Бразилию. Правда, ничего особенного не добился.

Родриго, играющий сейчас за «Валенсию», но готовый пойти на повышение, - сверстник Тьягу Алькантары. Их отцы вместе открыли юношескую школу в Виго. Но если Мазинью сразу отправил своего отпрыска в «Ла Масию», то рожденный в Рио Родриго «Адальбертович», начинал у папы, а затем перебрался в «Реал». Там не пробился, хотя в юношеских сборных Испании был заметен, помотался по заграницам, но с 2014 года играет в «Валенсии», откуда в том же году и получил вызов в сборную. Сейчас на его счету уже 17 матчей и 5 мячей.

ИТАЛИЯ ЗАПРАШИВАЛА ФИФА


Итальянцы время от времени прибегали к услугам игроков, начинавших в других странах. Так в команде появились, в частности, швейцарец Роберто ди Маттео, будущий чемпион мира аргентинец Мауро Каморанези. Бразильцы, как уже было сказано выше, тоже встречались. Волна 1930-х, волна 1950-х. В этом веке - новая волна.

Главной звездой среди них до недавнего времени считался Тьягу Мотта, натурализация которого была непростой. В 2003 году футболист, завершивший профессиональное образование в «Барселоне», сыграл два матча за молодежную сборную Бразилии (U-23) на Золотом кубке КОНКАКАФ. Сборная - молодежная, но турнир-то взрослый…

Потребовались годы и очередное изменение ФИФА правил натурализации, чтобы футболист, объявившийся на Апеннинах в 2008-м, получил право сыграть за Италию. Между прочим, итальянцы не поленились послать запрос в ФИФА, профессионально разложив все по полочкам. Объяснили доходчиво и разрешение получили. Вопросов к ним не возникало.

Дебютировал в 2011-м, доиграл до 2016-го. Кстати, на ЧМ-2014 ему хотели выделить десятый номер, что вызвало неудовольствие у многих патриотов. Пришлось отдать его Антонио Кассано (блестящий выбор - тот всего два раза на замену вышел, а итальянцы не вышли из группы). Тьягу Мотта же довольствовался пятеркой. Минувшим летом он повесил бутсы на гвоздь и сейчас тренирует детей в «ПСЖ».

В 2015 году в «Скуадре Адзурре» сейчас один игрок, родившийся в Бразилии - нападающий «Интера» Эдер. На Апеннинах, где на него положил глаз «Эмполи», он объявился в 2006 году в неполные 20 лет и неотягощенный выступлениями за сборные Бразилии. С итальянским гражданством благодаря прабабушке проблем не возникло, и поначалу получение второго паспорта со сборной связано не было. Только в 2015 году его решил привлечь в команду тогдашний тренер «Скуадры Адзурры» Антонио Конте. 26 игр, 6 голов, но после отъезда в Китай в сборную не зовут. Да ему уже и 32.

Одна игра в составе сборной Италии в 2010 году на счету Амаури, в расширенную заявку на ЧМ-2014 попал Ромулу, но сыграть за итальянцев ему так и не удалось.

В ПОРТУГАЛИИ - ПРАКТИЧЕСКИ СВОИ, НО…


Вот кому сам Бог велел натурализовывать бразильцев, так это португальцам. Язык - один и тот же, с маленькими нюансами в отношении шипящих и прочей мелочи. В португальской примейре бразильцы и за иностранцев не считаются. Скупай пачками - и просеивай. Потом - гражданство, хотя это и не так просто, как могло бы показаться. В общем-то, так и получилось с наиболее известными представителями бразильского футбола в сборной земли предков - Деку, Пепе и Лиедсоном.

Уроженцев Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде в сборной Португалии хватало всегда. Колониальное прошлое. Бразилия стала независимой от португальской короны еще в 1825 году. Поэтому бразильцев в сборной Португалии меньше. В начале 1960-х промелькнул Лусио Соареш из «Спортинга». В середине 1970-х Сельсу из «Боавишты». Да и где тогда была сборная Португалии?

Но вот в новом веке… 20-летний Деку начинал в Португалии в «Бенфике», где его не оценили, и после аренды в «Алверке» легко отдали «Порту». А там Жозе Моуринью сделал из полузащитника человека. Последовали приглашения в сборную Португалии (2003) и «Барселону» (2004 - после победы в Лиге чемпионов). В Бразилии могли только скрежетать зубами, глядя на то, как Деку играет за свою новую родину на двух чемпионатах мира и одном чемпионате Европы. Всего на счету Деку 75 матчей с гербом на футболке и 5 забитых мячей.

Следующим вслед за Деку стал Пепе, начавший свою португальскую эпопею 18-летним в 2001 году в «Маритиму», где ему довелось поработать под началом Анатолия Бышовца. В 2006-м о защитнике вспомнили на родине, и руководивший тогда сборной Бразилии Дунга, поинтересовался у футболиста, как он смотрит на то, чтобы попробовать себя в составе пентакампеонов? Получил отказ - Пепе, игравший тогда за «Порту», к тому времени вовсю занимался оформлением документов. Португальский паспорт получил в августе 2007-го, уже играя за «Реал». С тех пор на его счету 88 матчей и 5 мячей в составе сборной. Чемпион Европы, как и испанец Маркос Сенна.

Нападающий «Коринтианса» Лиедсон в 2003 году мог стать игроком киевского «Динамо». Вроде бы даже побывал в столице Украины, и остался всем доволен. Но все же решил не бороться с языковым барьером и предпочел «Спортинг». Очень много забивал, в том числе и в Лиге чемпионов. В 2009 году дебютировал в сборной Португалии, в составе которой провел 15 матчей, забил 4 мяча. Один из них - в памятной встрече с КНДР (7:0), транслировавшейся на беду проигравших, на Северную Корею.

Теперь дошла очередь и до бомбардира из «Браги» Диегу Соузы, дебютировавшего в сборной в том же матче, что и Жуниор Мораэс. 29-летний ныне форвард прибыл в Португалию в 2007 году 18-летним. Наверняка же уезжал домой на каникулы - можно так и передать Метревели и Фонсеке. Натурализован в этом году и сразу брошен в бой.

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ. АФРИКАМ И АЗИЯМ


Мы начали со сборных, где натурализованных бразильцев было больше всего, и в которых им действительно было легче всего адаптироваться из-за схожего языка и менталитета. Но где только они не появлялись!

Еще в 90-х годах прошлого века ведущим форвардом сборной Бельгии, особенно блеснув в отборе ЧМ-1998, стал Луис Оливейра, ангажированный «Андерлехтом» еще 16-летним пацаном. Потом, уже в этом веке, провел 9 матчей в составе бельгийской сборной нападающий Игор Де Камарго, приглашенный в «Генк» из Бразилии 17-летним.

На том же ЧМ-1998 за Тунис играл полузащитник Жозе Клейтон (всего 39 матчей, 4 мяча). Его последователь нападающий Франсилеуду Сантос в период 2004-2008 годов наиграл за Тунис 40 матчей, забив 22 мяча (преимущественно, конечно, в африканских турнирах).

И там же во Франции за сборную Японии выступал нападающий Вагнер Лопес (всего - 20 матчей, 5 мячей).

Дальше него пошел Алессандро Сантос, или просто Алекс, который, дебютировав в составе японской команды в марте 2002-го в поединке против Украины, сыграл за нее 82 матча, забил 7 мячей. Еще до них играл за сборную Страны восходящего солнца Руй Рамос, один из первых легионеров в тамошнем чемпионте. Интересный персонаж - Маркус Тулиу Танака. Отец - японец, мать - итальянка, но оба граждане Бразилии. За японскую сборную футболист выступал в сезонах-2006-2010, забив в 43 матчах 10 голов.

А вот Катару в 2004 году разжиться бразильскими звездами не удалось. Слишком уж круто размахнулись шейхи, позарившись сразу на пятерых футболистов с именем, но не обремененных грузом выступлений за сборную Бразилии. Во главе списка - прошедший солидную школу дортмундской «Боруссии» Деде и знатный бомбардир Аилтон. К слову, даже удивительно, почему на последнего, когда тот клепал мячи за «Вердер», не позарилась сборная Германии. В 2008-м катарцы снова попробовали, но, получив от ФИФА укорот (хоть поражения не присуждали) пользуется возможностью натурализации не столь агрессивно. По правилам.

КАК ВАША ФАМИЛИЯ?


Вернемся к Аилтону. Скажете, немцы натурализуют только тех, кто вырос в Германии (Клозе, Боатенг, Озил, Хедира и пр.)? Как бы не так. Паулу Роберту Ринк прибыл в Германию 24-летним в 1997 году, а уже в следующем благодаря прадедушке, эмигрировавшему из Гейдельберга в 1904-м, стал немцем и играл за бундестим.

Какау в Германии с 18 лет. Это 1999 год, но так как ему с правильным прадедушкой не повезло, ждал приглашения в бундестим целых десять лет. Овчинка стоила выделки - сборная Германии, за которую Какау провел 23 матча, забив 6 мячей, стала с его участием третьей на ЧМ-2010. Особая статья - Кевин Кураньи. Он родился в Бразилии, но его отец - венгр по происхождению, мать - из Панамы, сам он в Германии живет с 15 лет. Так что, можно сказать, свой в доску.

К слову, за Бразилию ведь тоже немцы играли, начиная с супербомбардира 1920-х Артура Фриденрайха. У Дунги немецкие корни, у вратаря Алиссона Беккера, у экс-игрока «Зари» Рафаэла Форстера. Говорящие фамилии…

Экс-игрока «Шахтера» хорвата Эдуарду селекционеры загребского «Динамо» вычислили в «Бангу», когда парню только исполнилось 16 лет. Прибыв в Загреб, юный футболист потряс местную прессу заявлением о том, что мечтал бы играть за сборную… Хорватии. Сказано - сделано. Сначала молодежка, а потом десять лет (2004-2014) в первой сборной клетчатых. Попутно - «Арсенал» и «Шахтер». 7 матчей за сборную Хорватии сыграл также атакующий полузащитник Саммир, привезенный в загребское «Динамо» 19-летним. Мораль: нужно искать юных талантов.

В 2001 году в «Трабзонспоре» появился молодой бразильский защитник с гордым именем Марку Аурелиу (понятно, что в честь римского императора). Когда он освоился в тамошней суперлиге, встал вопрос о выступлениях за сборную. Не проблема: принял гражданство, не знаю, менял ли вероисповедание, но за Турцию (37 матчей 2 мяча) игра уже под именем Мехмет Аурелиу. Перебравшийся во Вьетнам Фабио дос Сантос стал там Фан Ван Сантос…

Достаточно заметной фигурой в сборной Польши был Рохер Герреро, за сборную Болгарии играли Маркиньюс, Марселинью и Лусиу Вагнер.

У МАРИО ФЕРНАНДЕСА «ПЕРЕРЫВЧИК НЕБОЛЬШОЙ»


И в сборных бывших республик СССР бразильцы тоже встречались. Эдмар - понятно. Белоруса Ренана Брессана, научившегося в БАТЭ смачно материться, мы тоже прекрасно помним. За Армению до сих пор играет Маркус Пиззелли, проведший полгода в донецком «Металлурге», а был еще и один из многочисленных Алексов. Между прочим, по итогам прошлого года именно Пизелли был признан лучшим футболистом Армении, нарушив монополию Генриха Мхитаряна.

В Азербайджане в период увлечения натурализацией в 2008-2011 годах играли Фабиу Луис, Леандру Гомес, Андре Луис, Маркус Шавьер, Эмани Перейра. В 2017 году эту компанию пополнил (а сейчас остался один) талантливый полузащитник «Карабаха» Ришард Алмейда. В прошлом году поиграл за «Астану», но весной вернулся в Баку.

Ну и Россия, куда без нее. Там и немцы, которых могло быть и больше, и бразильцы. Защитник ЦСКА Марио Фернандес действительно очень хорош. В России живет с 2012 года, гражданство получил в 2016-м, и тогда же получил первый вызов. Но пять лет не прошло и дебют пришлось отложить до 2017-го. А ничего, что он в 2014-м сыграл за Бразилию, пусть и в товарищеском, но зарегистрированном ФИФА матче с Японией? Кстати, еще один козырь для нас в «деле Жуниора Мораэса». У нас аренда, у них - вызов в чужую (!) сборную.

Вместе с Марио Фернандесом играет вратарь «Локомотива» Гильерме. Тут вопросов нет. В 2007-м прибыл, в 2016-м дебютировал. Играет в России с 2010 года, но пока созрел до гражданства, пока дебютировал, став первым темнокожим футболистом в составе россиян (такой шанс был давно-давно у камерунского спартаковца Тчуйсе), уже стукнуло 33. Так что, возможно, два его матча за сборную в ноябре останутся для форварда «Краснодара» последними на этом уровне. Весной его уже не вызывали.

А что у нас? Исмаили на днях написал в Instagram: «Доброго ранку». Если с Жуниором Мораэсом все обойдется, он следующий. За Бразилию не заигран, пять лет прожил. Мову знает.

Евгений БЕЛОЗЕРОВ