29 січня 2019 19:03

Герой или изгой? Игрок сборной Украины перешел в "Зенит"

Во вторник пресс-служба российского футбольного клуба "Зенит" подтвердила, что 29-летний защитник донецкого "Шахтера" и сборной Украины, шестикратный чемпион страны Ярослав Ракицкий подписал контракт с командой из Санкт-Петербурга сроком на 3,5 года. Переход Ракицкого стал первым случаем трансфера украинского футболиста такого уровня в Россию с начала российско-украинского конфликта в 2014 году и вызвал ярость украинских футбольных болельщиков.


"Зенит", по данным СМИ, заплатил "Шахтеру" за Ракицкого более 10 миллионов евро, а сам футболист будет получать в российском клубе около 2,5 миллионов евро за сезон – это лишь немногим больше его зарплаты в Украине. Ракицкого за последние 10 лет несколько раз прочили в именитые зарубежные клубы, например, в "Барселону" и "Арсенал", но футболиста, чья карьера всю спортивную жизнь была связана с "Шахтером", якобы не отпускало руководство команды.


Сам Ракицкий пока не объяснил толком причин своего перехода в "Зенит", ограничившись в Инстаграме постом с благодарностями руководству "Шахтера" и его президенту Ринату Ахметову. Футбольные эксперты сходятся во мнении, что мотивов у футболиста могло быть несколько: он уже не молод по футбольным меркам, и ему вряд ли суждено заиграть в именитом европейском клубе; в Санкт-Петербурге у Ракицкого живет отец, в Украине его часто критиковали за недостаточный патриотизм; наконец, Ракицкий мог соскучиться по настоящей поддержке болельщиков – ведь из-за захвата Донецка сепаратистами "Шахтер" был вынужден переехать во Львов, а сейчас играет в более близком к Донецку, но оттого не менее "чужом" Харькове.

В Украине Ракицкого упрекали за то, что перед матчами он не поет гимн страны и не держит во время его исполнения руку на сердце; ему даже приписывали слова об "отказе играть за сборную бандеровцев", которые, впрочем, оказались чьей-то злой первоапрельской шуткой, подхваченной российскими СМИ.

После официального сообщения о переходе Ракицкого в "Зенит" в твиттере ультрас "Шахтера" появился такой твит: "Рак, выбор не одобряем. Но за прицелы, оптику, спальники и другие вещи спасибо!". Позже твит был удален, оставив за собой неясность – был ли это троллинг футболиста, или Ракицкий и правда помогал украинской армии, как это открыто и не стесняясь делают многие игроки "Шахтера".

У части украинских болельщиков переход Ракицкого вызвал скорее понимание; поддержали его и другие известные украинские футболисты – Александр Зинченко и Евгений Коноплянка. Другие фанаты в соцсетях порой проклинают "предателя", называют его "изгоем" и призывают руководство сборной Украины официально заявить об отказе от услуг футболиста в будущем:

"У Ракицкого есть шанс повторить судьбу Анатолия Тимощука, который играл в Зените с 2007 года, но все равно после начала войны стал в Украине персоной нон грата", – говорит в беседе с Радио Свобода главный редактор украинского сайта "Футбол 24" Олег Бабий:

– О вероятном переходе Ярослава Ракицкого в "Зенит" стало известно уже довольно давно, и комментарии болельщиков относительно этого шага стали появляться не сегодня. Какого рода реакция на этот трансфер преобладала и преобладает в украинской прессе и соцсетях?

– Реакция, понятно, отрицательная. У нас критикуют (мягко говоря) всех футболистов, которые во время войны, во время агрессии России на Донбассе, во время аннексии Крыма едут в Россию. Их называют изменниками, потому что все-таки это люди публичные, не простые рабочие, и пример они подают не самый лучший. Поэтому реакция негативная. Но с Ракицким все по-другому. Можно сказать так: от этого трансфера выиграли практически все. В первую очередь выиграл сам Ракицкий, который едет сейчас в такое окружение, где ему будет значительно комфортнее себя чувствовать. Было ощущение, что в Киеве ему не совсем хорошо, потому что его всегда обвиняли в том, что он не ценит какие-то украинские патриотические позиции. Сейчас он окажется на расстоянии от своих критиков, и ему будет там комфортно.


Выиграл и сам "Шахтер" – получить такие большие деньги за футболиста, которому уже 29 лет, который в этом сезоне играл не так уж часто, – это, безусловно, удача. Выиграет, я так думаю, и "Зенит": я уже много лет не слежу слишком пристально за чемпионатом России, но мне кажется, что в этой команде много легионеров, и "свой" игрок из русскоязычной среды только прибавит коллективу взаимопонимания. В плане игры тоже, поскольку это очень опытный защитник, за плечами которого много игр в Лиге чемпионов, за сборную Украины. Поэтому "Зенит" тут в плюсе.

Выиграли, как ни странно, и болельщики сборной Украины. Они ругают Ракицкого за этот переход, но все же отмечают при этом, что это плюс для сборной: наконец-то она избавится от игрока, который "играет, потому что играет". Играет он ногами, головой, но не сердцем.


– Как сам Ракицкий объясняет свой переход?

– Ракицкий – это человек из мира "футбол вне политики", и он говорит только о спортивной составляющей: мол, это шаг вперед, все хорошо. О политике, о каких-то таких вещах нет никакого упоминания.

– Остались ли еще украинские болельщики, для которых возможен спорт вне политики?

– Конечно. Об этом много пишут в комментариях на спортивных, футбольных сайтах: мол, не надо мешать футбол и политику. Но все мы понимаем, что это не так. Я думаю, даже сами эти люди понимают, что футбол, спорт и политика сейчас настолько тесно переплелись, что иного просто невозможно себе представить.

– В твиттере фан-клуба "Шахтера" Ракицкому написали благодарность за помощь бойцам АТО (разговор Радио Свобода с Олегом Бабием состоялся еще до того, как этот твит был удален). Говорил ли сам Ракицкий о том, что он помогает украинским военным, или сейчас эта информация появляется в первый раз?

– В первый раз. Лично для меня это стало большим открытием. Но в принципе это возможно, потому что тот же Пятов, тот же Степаненко, другие ребята из "Шахтера" помогают армии, но не афишируют этого. Мог помогать и Ракицкий, такой тренд был. Не знаю, что у него там на сердце, искренне он это делал или же просто так, потому что все делают, но скорее всего, так и было. Очень интересно, как отреагируют на это в России, потому что они пригласили игрока, который спонсировал солдат, которые, в свою очередь, стреляли в их ребят. Интересная коллизия получается.

– Будет ли Ракицкий выступать за сборную Украины и дальше, есть ли на этот счет какие-то заявления с его стороны или со стороны руководства сборной?


– Пока что таких заявлений нет. Есть только предположения различных экспертов, но все в основном сходятся на мысли, что история Ракицкого в сборной Украины закончена, тренер его не будет вызывать. Андрей Воронин (тренер-селекционер сборной Украины. – Прим. РС) сказал, что все будет зависеть от формы самого Ракицкого, и если он будет в хорошей форме, тогда Шевченко (Андрей Шевченко, в прошлом знаменитый футболист, ныне – главный тренер сборной. – Прим. РС) его пригласит, но я лично в этом сомневаюсь. Все-таки у нас, как мы уже говорили, спорт и политика очень тесно переплелись, Федерация футбола Украины, тот же тренер очень зависимы от позиции общества, а общество настроено категорически против Ракицкого. Какие-то скандалы вокруг сборной Украины никому не нужны. Скорее всего, его больше приглашать не будут.

– Запомнились ли вам за последние пять лет какие-то спортивные скандалы, связанные с российско-украинскими отношениями?

– В футболе их особо и не было. Украина и Россия не играли друг с другом, наши команды после 2014 года УЕФА разводит в еврокубках, сборные также не имели шансов пересечься. Это, наверное, первый такой случай, когда действительно взбудоражились оба табора, и русский, и украинский, очень активно обсуждают эту тему. Был у нас Селезнев, который играл раньше в России, но он, исходя из собственных интересов, из желания все-таки продолжить выступать за сборную Украины, вовремя понял, что к чему, и уехал из России. Его сейчас еще приглашают в сборную (нападающий "Днепра" Евгений Серезнев в 2016 году перешел в "Кубань" из Краснодара, перестал получать приглашения в сборную, в том же году вернулся в "Шахтер", а затем уехал играть за границу – в Турцию и Испанию. – Прим. РС).

– Как относились болельщики к тому факту, что в "Зените" играет одна из главных звезд украинского футбола, Анатолий Тимощук, пусть он и приехал туда задолго до войны, в 2007 году?


– Тимощук у нас вообще персона нон грата, о нем предпочитают не вспоминать. Когда-то у меня было желание попробовать позвонить Анатолию, поговорить, спросить, почему так случилось, что он думает об этой всей ситуации, почему он выбрал Россию, хотя сам с Западной Украины и как никто, наверное, понимает, что случилось между двумя странами. Но никто из журналистов ему не звонит, и у меня также руки не дошли. Об Анатолии у нас, как правило, не вспоминают. Никто не знает, чем он живет сейчас (с 2017 года Тимощук работает в "Зените" тренером. – Прим. РС). В принципе, у Ярослава Ракицкого есть сейчас все шансы повторить путь Анатолия Тимощука, стать своего рода персоной нон грата, человеком, которому всегда будут вспоминать этот переход, этот его выбор, – говорит Олег Бабий.

По одной из версий, приглашение Ярослава Ракицкого в "Зенит" было инициативой именно Анатолия Тимощука. Даже номер, под которым Ракицкий будет играть в новом клубе, такой же, как был в "Зените" у украинского полузащитника: "44". Косвенно эту версию подтвердил и сам Ракицкий, сказавший в первом интервью пресс-службе своего нового клуба, что советовался с Тимощуком перед подписанием контракта. Болельщики "Зенита", на первый взгляд, отнеслись к его приходу в клуб благожелательно: разве что некоторые из них сомневаются в том, что в 29 лет украинский игрок сможет демонстрировать быстрый и высококлассный футбол.

Украинские политики на переход Ракицкого в "Зенит" пока никак не отреагировали, а вот депутат российской Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев уже успел похвалить его за принятое решение. "Ярослав делает всё правильно. За "Зенит" выступать престижнее, чем за многие клубы чемпионата Украины. У украинских футболистов должен пройти страх таких переходов не из-за перехода Ракицкого, а в связи с тем, что 31 марта после выборов придёт тот президент, который пойдёт на сближение с Россией". Кого из кандидатов в президенты Украины имел в виду Лебедев, он не уточнил, но заметил, что если после трансфера Ракицкого перестанут вызывать в сборную Украины, это будет "попахивать национализмом".

Член исполкома Федерации футбола Украины Сергей Макаров сказал, что не исключает такой возможности: "Никаких запретов на работу в России у нас не существует, поэтому ничего Ракицкий формально не нарушил, могу только пожелать ему успехов в новом клубе. Надеюсь, что он продолжит свою яркую карьеру и будет прогрессировать. Что касается дальнейшего привлечения Ярослава в сборную Украины, то этот вопрос будет решаться тренерским штабом команды", – цитирует слова украинского чиновника российское информационное агентство ТАСС.