19 листопада 2018 22:20

Шевченко. Уровень в эксперименте

После матча сборной Украины в Словакии, в котором наша команда имела заслуженное, заработанное в предыдущих турах Лиги наций право на эксперимент, восторгов от результатов работы тренерского штаба Андрея Шевченко поубавилось. Как и следовало ожидать.


Привычки и вкусы нашей публики, в основной своей массе инертной, а в плане эмоций даже иждивенческой, таковы, что любой эпизод, фрагмент динамичного процесса она склонна рассматривать как отдельно взятое, свершившееся и непременно центральное событие. Пусть и на день-два.


Отталкиваясь от такой картины мира, разгромное поражение от Словакии со счетом 1:4, разумеется, должно восприниматься если не апокалипсисом, то его однозначным предвестником. Признаюсь, по ходу встречи я и сам не без иронии припоминал, пропускала ли сборная Украины когда-либо больше четырех мячей за раз – и такого матча не вспомнил…


На самом же деле суть вопроса заключалась совсем в ином. Ее, к слову, очень точно подметил Богдан Буга в статье «Фіаско чи проблема росту?» Если вы не читали, но интересуетесь темой не поверхностно, настоятельно рекомендую ознакомиться с его интересными суждениями. Я в свою очередь попробую развить эти мысли.


Пункт первый. Анализируя деятельность Андрея Шевченко, мы должны все же представлять уровень его восприятия футбола.

На заре 2000-х Франц Беккенбауэр, характеризуя Лотара Маттеуса, чья активная карьера на тот момент только завершилась, сказал: «Тот, кто выходит на столь высокий уровень понимания футбола, ниже этой планки уже не опускается».


У самого Кайзера Франца, исходя из его, беккенбауэрских взглядов на футбол, с тренерской карьерой не заладилось, несмотря на то, что его сборная Германии играла в финале ЧМ-1986, а затем выиграла ЧМ-1990, «Марсель» стал чемпионом Франции в 1992-м, «Бавария» – чемпионом Германии в 1994-м и обладателем Кубка УЕФА в 1996-м. Но дальше он все же не пошел и, так и не получив лицензии, сосредоточился на других процессах. Судя по всему, собственный потолок обнаружил и Маттеус, после 2011 года переставший изображать из себя тренера.


Шевченко – из этой же породы людей. В том плане, что он чрезвычайно амбициозный, но в такой же степени и трезвомыслящий профи. И, ощутив в себе тягу и способности к тренерскому ремеслу, Андрей просто не мог не испить эту чашу. Теперь вопрос в том – насколько его кувшин окажется наполненным. Новым пониманием, новым умением, новым знанием, терпением, интуицией…


А судить об этом будем не мы. Оценку своих возможностей на новом поприще он вполне способен сделать сам. Разумеется, не сейчас. Когда придет время. Нынешний же этап для него – это этап очередной проверки себя, своих взглядов на футбол, притирки, постижения. Время роста. В этом я полностью согласен с Богданом Бугой.


Пункт второй. Насколько уместен был эксперимент в Словакии? Отвечая на этот вопрос, я бы снова попытался проникнуть в голову главного тренера сборной Украины.


Глядя его глазами, матч в Трнаве, конечно же, не может рассматриваться как отдельно взятое событие. Причем, по целому ряду причин. Та, что лежит на поверхности – сугубо соревновательная. Задача по выходу из группы была решена заблаговременно.


Из решения этой задачи вытекают новые – например, в следующем розыгрыше Лиги наций наша команда будет играть уже в зоне А, а значит ее потенциальными соперниками станут уже топ-сборные Европы. Посмотрите, как выглядели на их фоне Польша или Исландия, до того наделавшие шума в престижных турнирах…

Вы хотите того же от сборной Украины? Нет? Тогда наша команда должна продолжать поиск методов усиления игры, расти и развиваться. В том числе и посредством расширения арсенала применяемых ею тактических приемов. Ведь лучшие современные команды применяют по ходу матча не 1-2-3 жесткие статичные схемы, а их гибкие, ситуативные разновидности.


Шевченко просто обязан обучать, а затем и требовать этих навыков от своих футболистов. Не ради успеха в Лиге наций, являющейся лишь предварительным этапом квалификации на чемпионат Европы, а для того, чтобы составлять реальную конкуренцию лучшим сборным Старого Света.

Именно о таком понимании задач, стоящих перед тренерским штабом нашей команды, рассказывает в частности и один из ассистентов Шевченко Андреа Мальдера.



Пункт третий. Стоит ли ждать от Шевченко продолжения эксперимента и во вторничной игре в Турции? На мой взгляд – несомненно. Невзирая на результат игры со словаками, наши тренеры наверняка готовы реализовать программу ноябрьского сбора в полной мере. Иначе какой смысл было городить огород?

Да и, в конце концов, когда еще им представится возможность не просто отработать в теории и на практических тренировочных занятиях новые идеи, но и обкатать их на мотивированных соперниках?


Весной стартует отборочный турнир ЕВРО-2020, и в нем уже будет не до испытаний – там придется снова играть на результат, добывать путевку на финал, правда, с учетом информации, собранной в том числе и в играх со Словакией и Турцией.


Мне действительно будет интересно понаблюдать за тем, какие выводы сделает штаб нашей команды из поражения в Трнаве, как отреагируют на него, на анализ допущенных ошибок футболисты.


Рекомендую и вам заняться тем же – поиском смыслов в этой новаторской работе. Это куда увлекательнее обсуждения дилеммы «зрада/перемога». Разумеется, если мы ведем речь об интеллекте.


Игорь ЛИННИК