13 вересня 2018 15:23

"Находимся на завершающей стадии внедрения. Ждем разрешения ФИФА". Лучи - о VAR в Украине

После ЧМ-2018 в России в футбольном мире все активнее заговорили о необходимости использования технологии VAR. Для Украины эта тема уже давно актуальна, но долгое время в ФФУ воздерживались от комментариев. Лед тронулся на этой неделе: глава комитета арбитров Лучано Лучи согласился встретиться с Даниилом Вереитиным и рассказать о всех нюансах введения этой технологии.


– Не комментировал эту тему ранее, потому что не было четкой позиции и конкретных решений. Система видеоповторов не такая простая вещь. Это достаточно сложно и она состоит из многих компонентов. Для того, чтобы вы понимали, на каком этапе мы находимся, нужно сначала обратиться к истории вопроса: что было сделано, что пройдено.

В Европе некоторые из стран, как вы уже видите, используют эту технологию. Это Италия, Германия, Голландия. У них уже есть стабильная работа системы. Почему? Потому что они начинали еще четыре года назад, когда только стартовал эксперимент. Когда VAR был на вводной стадии, в Италии экспериментировали с технологией в два этапа.

Первое и обязательно – это оффлайн. То есть, на матче используется, но не принимается решение. Только на уровне эксперимента. Нарезались видеоклипы, которые потом отправлялись в IFAB. Это материал для того, чтобы, впоследствии, дать разрешение на использование данной системы в режиме онлайн.

Давайте вернемся в Украину. В ноябре 2017 года, 11 месяцев назад, президент ФФУ Андрей Павелко предложил: давайте попробуем VAR запустить в Украине. Мы сразу отправили официальный запрос в УЕФА. Официальный ответ был таков: сейчас много заявок и пока все остается замороженным, поскольку необходимо выполнить два условия.

Первое: Инфантино принял решение, что использование VAR будет вписано в правила игры. Раньше этого не было. Игры шли, а VAR не был прописан в правилах. На совещании, которое состоялось уже 3 марта этого года, было решено, что использование системы будет официально закреплено в правилах игры.


После этого нам пришел вызов в Лондон, и мой заместитель поехал туда для участия в семинаре, в котором участвовали все страны, которые обратились с заявкой присоединиться к проекту VAR. Но IFAB взял паузу в связи с чемпионатом мира в России. Весь их персонал в мае отправился в Москву, и до конца чемпионата мира, никакие заявки не рассматривались.


Тем временем в ФФУ под руководством генерального секретаря Юрия Записоцкого была сформирована специальная комиссия. В комиссию также вошел я, финансовый директор, инструкторы, специалисты, отвечающие за технические вопросы, сотрудники информационного департамента. Нужно хорошо прояснить одну вещь: ничего нельзя сделать, если УЕФА не говорит, какие шаги мы должны сделать. Все в их руках.

Мы начали изучать систему, чтобы понять, как все работает. Сейчас существует два варианта внедрения VAR. Первый – это то, что мы видели в Москве. Создается центральный офис VAR. В Италии, Германии и Голландии тоже такие есть. Эта система от производителя Hawk-Eye Sony. Система высочайшего уровня, однако, она довольно затратная. Там контракт на пять лет с общей суммой 2,7 млн. долларов.


Система подходит большим федерациям, с большим экономическим потенциалом. Но, в Англии, например, до сих пор еще нет фазы «онлайн». Они все еще используют ее оффлайн. Онлайн используется пока только в Кубке Англии. Местная федерация планировала запустить ее в этом году, но в руководстве посчитали, что не стоит спешить и решили еще год провести в режиме оффлайн.


Мы обратились к другому варианту системы. Она используется нашими польскими и португальскими коллегами. Производитель – EVS. Это вариант системы, в которой есть инновация: отдельный сервер, запрограммированный на фиксацию положения вне игры. То есть один сервер, запрограммированный на отслеживание разных этапов игры: красных карточек, взятия ворот, идентификации нарушителей. А есть другой, с другим оператором, с наличием красной линии, передвигающейся по полю и фиксирующая офсайды. Этот сервер стоит тоже достаточно много.

Однако, ФФУ выбрала второй вариант, поскольку, хоть Украина и территориально большая страна, но наш футбол во многом уступает английской, немецкой или итальянской лиге. Делать центр VAR для нас нецелесообразно. Выбран путь с использованием автомобильной платформы – это фургон, оборудованный пятью рабочими местами. Два оператора повторов, три арбитра, водитель и инженер. Фургон может переезжать по всей Украине – в Александрию, в Харьков или Киев.

Недавно я читал высказывания одного функционера (об этом говорил вице-президент УПЛ Маркиян Ключковский на последней пресс-конференции руководства премьер-лиги, – прим. Tribuna.com), что в Украине невозможно внедрить систему VAR, потому что, якобы отстает сигнал картинки. Это неправда, потому что в фургон поступает сигнал напрямую от камер. Даже если мы говорим о сигнале со спутника. Вы можете сами проверить. К примеру, недавно я смотрел матч «Олимпик» – «Шахтер». Следил за игрой на поле и одним глазом смотрел на экран. Задержка картинки была, но, примерно три секунды, максимум, четыре. Здесь нет проблемы.


Вместе с «ФФУ Маркетинг» мы далеко продвинулись в этом проекте и сейчас находимся на завершающей стадии внедрения EVS, которая будет использоваться вместе с оборудованием нашего партнера Ford Winner. Сейчас у нас есть старые системы связи. Они для VAR не подходят, не коммутируются. Необходимо примерно десять таких комплектов. Стоимость одного – 6 тысяч долларов. Новые системы связи коммутируются с VAR: арбитр на поле и арбитры в фургоне должны взаимодействовать между собой.

На сегодняшний день мы можем сказать, что существенно продвинулись в вопросе изучения имеющихся предложений и оформления заказов для закупки. Конечно же, есть технические моменты и сроки поставки. Но скоро мы начнем тренировку арбитров в тестовом режиме.


Меня пригласили на семинар ФИФА 21 октября. Вместе с Розетти и другими европейскими коллегами. Там мы будем общаться с инструкторами VAR, чтобы провести интенсивный курс по новому протоколу использования системы видеоповторов. Это одно направление нашей дальнейшей работы. Второе – мы пригласили наших польских коллег, к которым обратимся с просьбой, чтобы к нам приехали Марчиняк, Барковский и другие судьи. Чтобы вместе с Арановским и Бойко заняться практическим моделированием моментов, чтобы учиться работать с этой аппаратурой.


Мы не можем начать, пока не получим соответствующее разрешение от ФИФА. Будет оснащен фургон, будем приглашать арбитров и начнем работу на матчах УПЛ. Начнем собирать материал, который будем передавать в IFAB. Согласно их требованиям, тест должен проходить на пяти матчах. Мы передадим им данные, и они должны нам сказать: окей, начинайте работу.


Хочу привести пример Китая, который тратит огромные суммы на развитие футбола и приглашают специально арбитров из разных стран Европы. Федерация Китая планировала получить разрешение на использование VAR сразу, заплатив баснословные суммы. Но им было отказано. Все страны должны пройти предусмотренные этапы внедрения системы. Один год работы оффлайн, представить пять матчей, в ходе которых проводились эксперименты, и так далее. ФИФА следует четко установленным правилам. Как и ФФУ. Последней инстанцией, которая утвердит вопрос по внедрению VAR, будет исполком ФФУ.


Мы соблюдаем те сроки, которые устанавливают ФИФА и УЕФА. Мы не можем форсировать события. Как я уже отмечал, чемпионат мира приостановил этот процесс примерно на шесть месяцев. Впрочем, кроме Украины еще очень длинный список стран-заявителей. На семинаре ФИФА будут присутствовать представители 21 федераций – все они в списке ожидания получения разрешения даже на фазу «оффлайн».


– До 21 октября и семинара ФИФА мы не можем четко утверждать, когда VAR будет введен в Украине?

– Не могу назвать точную дату, потому что нужно пройти два этапа: оффлайн и онлайн. Второй зависит от первого. Мы не можем сказать, сколько он продлится. Это будет зависеть от ответа IFAB. Представители организации приезжают, проверяют готовность и дают добро на следующий этап. Я думаю, что в ноябре они приедут, чтобы проверить аппаратуру и дадут разрешение на начало обучения.

– Центр VAR стоит 2,7 млн. долларов. Сколько стоит система EVS?

– Контракт с Hawk-Eye для обустройства центра VAR рассчитан на пять лет. Выплаты поделены на каждый год. Общая стоимость – 2,7 млн долларов. В EVS нет обязательства на пять лет. И цифра не привязана к долгосрочным финансовым требованиям. Если суммировать стоимость аппаратуры, оснащение фургона, системы связи, зарплаты специалистов (водитель, инженер и два оператора повторов), то в сумме выходит примерно 500 тысяч долларов. Это цена одного комплекса.


– Сколько таких нам нужно?

– Для того, чтобы начать – один. Дальше будет зависеть от количества матчей, на всех ли матчах их использовать или только на важнейших. Но один фургон – это уже тяжелое финансовое бремя.


– Главный вопрос: где брать эти деньги? Кто это профинансирует?

– Это компетенция финансового отдела. Месяц назад EVS проводила нам презентацию в отеле «Русь». Все было официально представлено, была демонстрация работы, был приглашен оператор, который показывал, как и что делается.


– То есть, федерация дала вам гарантию, что деньги на это будут выделены?

– Сейчас идет процесс изучения системы, ни о каких гарантиях речи не шло. А в целом, финансовый вопрос – это не ко мне.


– Насколько вообще целесообразно использовать VAR в Украине?

– VAR помог бы во многих случаях. Четыре-пять я могу выделить. При пенальти, удалениях. Когда, к примеру, в недавнем матче выдавалась желтая 26-му номеру «Александрии», оператор VAR связался бы с главным арбитром в поле и игрок получил бы красную карточку.


Или, например, эпизод вне игры в матче «Десна» – «Шахтер». Да, офсайд там минимальный. Но машина там не ошибется даже там. Ассистент же не видит это так, как видим мы, ведь мы смотрим потом по видео. Система VAR в этом случае полезна. В правилах протокола в таком спорном случае ассистент не должен поднимать флажок в этом случае, он должен держать руку внизу. А потом эпизод просматривается на оборудовании VAR.


Еще важно, чтобы камера была расположена за воротами. Часто говорят, вот, мол, ничего не видно. Например, гол «Арсенала» двухнедельной давности. Кто-то говорил, что головой, кто-то говорил, рукой забитый гол. На стадионе им. В.Лобановского не использовали камеры из-за ворот. В системе VAR используются восемь камер – это минимальное требование. Две из них – за воротами. Попал мяч в руку – вызов жестом, арбитр подходит к экрану, смотрит и принимает решение. Если нет нарушения – значит разыгрывается спорный мяч.


VAR полезен не в спорных, серых случаях, а в очевидных, черно-белых. Например, неправомерные действия руками во время стандартных положений. Ты видишь, что после розыгрыша стандарта человек лежит на поле, но иногда футболисты симулируют. Может, там было легкое касание. Нет? Смотришь VAR и принимаешь решение. Там можно увидеть эпизод с разных ракурсов. А в поле арбитр видит только с одной точки.


В футболе каждый раз, когда принимается решение в спорных ситуациях, то начинаются разговоры: «Ах, скандал, арбитр предвзят! Туда поставил пенальти, а туда нет!». А потом ты даешь объяснение и многие не согласны. Я стараюсь трактовать по правилам. Если арбитр ошибается, то я пишу, что он ошибается. Романов, например. Последний матч «Десны». Слишком далеко находился и не видел движения игрока, когда был явный фол. Это же красная! Это срыв очевидной голевой возможности.


– Санкции к нему применены?

– Знаете, мы оцениваем серьезные ошибки. Где ты был и какую позицию занимал. Санкции можно увидеть по последующим назначениям. Мы не делаем рекламу и подарки мы не раздаем. У меня лозунг: «Кто ошибается – тот платит». Заплатить тем, что ты должен побыть дома и подумать о своем поведении. Может быть, потом этот арбитр получит назначение в первую лигу.


К слову, в этом году в Первой лиге фантастические клубы. Ошибки могут быть вызваны неправильной оценкой эпизода или некачественной работой ассистента. Например, Бондарь во Львове. Тут не нужен VAR, тут нужен профессионализм. Но он нужен и в случае использования системы VAR. Арбитражу нужны профессионалы, а если судья не хочет думать, то будет сидеть дома. К слову, я буду куратором арбитров при работе с VAR.


– Как будет происходить обучение арбитров и сколько времени это займет?

– Мы начали еще в феврале, но потеряли много времени, поскольку ответственные специалисты IFAB были заняты чемпионатом мира. На сборах в Анталье мы показывали арбитрам видео, как работает VAR в Италии. На конкретных игровых эпизодах. До чемпионата мира мы уже начали двигаться в этом направлении. Могу гарантировать, что Федерация футбола Украины настроена серьезно. Мы проведем обучение, но чтобы соединить движения операторов повтора и арбитров в фургоне с арбитром на поле, нам нужен опыт тех, кто уже использовал систему.


Ту систему, которую мы планируем купить, уже используют в Польше. Оффлайн они работали год, а теперь начали работать онлайн. В Польше таких фургона уже три и они хотят купить еще один, потому что в одном туре бывают разбросы матчей на несколько дней. Мы же начнем с одного фургона, постараемся охватить как можно больше матчей. И если система будет работать эффективно, то мы рассмотрим возможность приобретения дополнительных фургонов.


Даниил Вереитин