6 вересня 2018 15:52
2

Парадоксы БЕЗУСой сборной

Отвечая на вопрос об отсутствии в сборной Романа Безуса на старте Лиги наций, Андрей Шевченко выдал любопытный комментарий, достойный обширного анализа.

Безус, о котором сейчас много пишут не только в украинской, но и в бельгийской прессе, действительно ярко начал сезон в «Синт-Трейдене». Что и признал тренер сборной, после чего пояснил:

- Мы следим за многими футболистами - и за ним в том числе. Но Безус играет под нападающим, а мы не играем по этой схеме. У нас есть фланговые игроки, а Безус никогда не играл ни слева, ни справа. И как опорник он не совсем продуктивен. В будущем, если мы поменяем схему игры, он будет претендовать на место в составе.

Всего четыре предложения, но сколько пищи для размышлений. Для простоты разложим цитату на несколько составляющих.

«Мы следим за многими футболистами - и за ним в том числе…»


По идее, тренеры сборной обязаны просматривать всех кандидатов в главную команду вживую - в особенности если речь идет о легионерах. Более того, ранее в штабе нашей команды был специально обученный человек - Владимир Веремеев, регулярно командировавшийся за рубеж и собиравший информацию о соперниках и наших полпредах за границей.

Не хочу сказать, что такой анализ не ведется сейчас, но в прессу при всей ее сегодняшней открытости и всеведении информация о таких просмотрах почти не поступает. Осенью прошлого года вроде было объявлено, что одним из помощников Шевченко станет его экс-партнер по сборной Андрей Воронин. Назначение выглядело логичным: живущему в Германии одесситу объективно удобнее выезжать на матчи различных европейских чемпионатов, общаться с нашими легионерами и просматривать их отдельные матчи.

Накануне матча с Хорватией Воронин приезжал с собранной им информацией в Киев и делился с Шевченко и его помощниками. Но на данный момент этот его отчет остается первым и последним. Никаких комментариев по поводу судьбы бывшего товарища по сборной Шевченко не дает. Судя по всему, тема закрылась так же неожиданно, как и обозначилась на горизонте.

Хотелось бы, тем не менее, отчетливо понимать: кто, когда и как просматривает Безуса, Малиновского и иже с ними накануне формирования, как правило, консервативного списка «призывников»? Может быть, это делает по интернету (благо технологии позволяют) аналитик сборной Андреа Малдера или кто-то другой из помощников Андрея Николаевича, но аргументированных объяснений относительно того или иного кандидата мы не получаем.

За последнее длительное время доводилось слышать только о том, что Малдера выезжал на один из матчей юношеского чемпионата Европы с участием команды Александра Петракова. Кого он там смотрел? Вариант один - Владислава Супрягу. Но адекватно ли такое внимание парню, который на тот момент не провел ни одной минуты в премьер-лиге?

***

«…Безус играет под нападающим, а мы не играем по этой схеме»


Давайте разбираться. Не считая не слишком удачного эксперимента с «ложной девяткой» а-ля Испания-2012, когда команда играла с Зинченко и Коваленко, но без нападающих, первая сборная почти всегда использует расстановку 4-5-1.

Сразу оговоримся, что само понятие «расстановки» и «схемы» весьма условно. В хороших командах схемы должны варьироваться не только в различных фазах игры, но и на разных ее отрезках - в зависимости от целей и ситуации.

Впрочем, играть 4-5-1 тоже можно по-разному. Этот рисунок игры предполагает наличие трех центральных хавбеков, расположенных треугольником. Если он повернут острием вверх (условно: опорные - Степаненко и Малиновский, выше - Марлос или Зинченко), то такая схема предполагает именно наличие игрока, расположенного «под нападающим».

К слову, в некоторых контрольных и не только матчах команда Шевченко играла именно так, но, судя по словам главного тренера, сейчас это почти исключено. И сборная, скорее всего, будет играть с треугольником острием вниз.

Эта схема позволит сборной лучше всего использовать Марлоса, который в клубе дублирует позицию Ярмоленко. А вот располагаясь в позиции правого инсайда, натурализованный бразилец сможет чувствовать себя более комфортно, периодически меняясь местами с нашим «англичанином», способным сместиться в центр для коронного удара с левой.

Соответственно, в противоположной полусредней зоне расположится один из лучших игроков чемпионата Бельгии прямо сейчас Малиновский, который и будет помогать Коноплянке.

***

«У нас есть фланговые игроки, а Безус никогда не играл ни слева, ни справа. И как опорник он не совсем продуктивен…»


Что можно прочесть между строк в этих фразах? Судя по всему, Шевченко намекает на то, что в его команде большую часть функций, которые выполняют креативные игроки, отводят именно вингерам, где у нас играют и создают максимальную остроту неприкасаемые Коноплянка и Ярмоленко. Ну а в опорной зоне, на которую возложены разрушительные обязанности, Безус действительно не лучший вариант.

Вместе с тем, чисто формально Андрей Николаевич ошибается: Безусу доводилось играть слева уже в «Синт-Трейдене» при Иване Леко, да и позиция инсайда ему тоже хорошо знакома по выступлениям за «Динамо», где он, что называется, почти сразу попал «под Рауля Раинчо» и его новаторские по тем временам дисциплинарные требования.

Поговаривали, что даже после смещений в центр с дриблингом и опасным ударом Роман выгребал порцию критики от испанского тактика за то, что такие действия оголяли зону, из которой могла пойти контратака на ворота «Динамо». В общем, шаг вправо, шаг влево - расстрел.

Сегодня можно говорить о том, что Безус - один из тех ярких созидательных игроков, чью индивидуальность переход в большой клуб частично нивелировал. Будучи творцом и артистом в «Ворскле» у Николая Павлова, где он получал полную свободу действий, в Киеве Безус попал в более жесткую среду, где он был всего лишь одним из многих претендентов на место в составе в эпоху крупнейших трансферов в новейшей истории «Динамо». И не выдержал огранки, которая стачивала то, что отличало его от всех остальных.

При этом сложился удивительный парадокс, когда не попадавший в основу клуба футболист продолжал регулярно вызываться в сборную в отборочном цикле ЧМ-2014 и был главным «джокером» у суперпрагматика Михаила Фоменко. Вспомним: на счету Безуса - четыре мяча в официальных матчах сборной, забитых после выхода на замену (второй результат в истории после Андрея Воробья).

Что интересно, именно с Безусом ассоциируется памятная драма на «Стад де Франс», когда желто-синие не удержали гандикап в два мяча после феерической киевской победы. Тогда Фоменко принял рискованное и, как казалось многим, несвойственное для себя решение - включить в стартовый состав Безуса вместо Степаненко.

Дело кончилось крахом, но в послематчевом комментарии Михаил Иванович логично пояснил: «В такой игре нужен был такой центральный полузащитник как Безус. Чтобы не только обороняться, но и организовывать атаки на ворота соперника».

***

«В будущем, если мы поменяем схему игры, Безус будет претендовать на место в составе...»


Этот текст не столько о Романе Безусе, сколько о попытке понять, почему футболист такого плана не подходит идее игры сборной при Шевченко. Ведь изначально Андрей Николаевич явственно пояснил, что собирается играть в контроль мяча, проводя немало времени в позиционной атаке. Именно для этого нужны игроки плана Безуса…

Может быть, что-то изменилось после неудачной отборочной кампании ЧМ-2018? Похоже, что нет. По крайней мере, в свежем телеинтервью главный тренер страны дал понять, что не планирует включать режим «флюгера».

- Команда должна уметь все - держать мяч, хорошо обороняться и использовать пространство, играя на контратаках, - сказал Шевченко на камеру. - Но играть только на контратаках и отбиваться - это футбол в никуда, и в этот футбол я не вижу смысла даже пытаться играть. Не собираюсь ни в коем случае менять философию нашего футбола, Мы должны поддерживать структуру игры…»

Опустим тезис о философии украинского футбола, которая закладывалась в те времена, когда нас с Андреем Николаевичем еще не было на этой планете. И не будем задаваться вопросом: какие выводы сделал наставник сборной после ЧМ-2018, где стерильный контроль ради владения и недооценка контратакующей игры соперника довели до цугундера несколько топ-фаворитов?

Спросим о другом: какие дополнительные резервы есть сейчас у нашей команды на пожарный случай? Если не пойдет игра у одного или группы ведущих игроков? Мы неоднократно видели такое в предыдущем отборочном цикле, когда из игры выпадали не то, что отдельные игроки, а целые линии, причем это касалось не только так и не показавшегося себя пока в сборной Малиновского или адаптирующегося в коллективе Марлоса, но и супер-старожилов - Ярмоленко и Коноплянки.

Учитывая полное безрыбье в водоеме креативных игроков, тот же Безус с его умением разогнать атаку на свободном пространстве, обыграть соперника один в один или отдать тонкую передачу, вполне мог бы стать игроком, который способен разрушить структуру, но при этом спасти игру.

Вспоминаю историю о том, как когда-то отдававший в «Динамо» футболиста Николай Павлов характеризовал Романа президенту киевлян Игорю Суркису: «Посмотрите, сколько он делает обводок и сколько зарабатывает фолов! Найдите игрока плана Алиева, чтобы он забивал штрафные, и увидите, как вырастет ваша результативность».

Не знаю, было ли это на самом деле, но если да, то стоит отдать должное павловскому пониманию футбола. Потому что сегодня возвращающий свою игру полузащитник «Синт-Трейдена» Роман Безус занимает первое место в чемпионате Бельгии по двум показателям - эффективности обводок и количеству заработанных фолов.

Безусу в конце сентября исполнится всего лишь 28. И хочется верить, что он еще не сказал последнего слова в главной команде страны. Как, наверное, стоит выразить надежду, что без него и таких как он безусая сборная не окажется в какой-то момент беззубой.

Михаил СПИВАКОВСКИЙ

Лобановский говорил, что в арсенале должны быть разные тактики.
а разве у Безуса феноменальная статистика в Бельгии? Всех не вызовешь, как ни пытайся