2 серпня 2017 09:58

Евгений ЛУЦЕНКО: "Легкой прогулки для "Динамо" не предвидится"

Экс-игрок сборной Украины Евгений Луценко поделился впечатлениями для zbirna.com от первого матча третьего раунда квалификации Лиги чемпионов Янг Бойз — Динамо, предположил, чего можно ждать от ответного поединка в Берне, и вообще рассказал о швейцарском футболе


— Евгений Валентинович, вам интересно наблюдать за противостоянием Динамо — Янг Бойз?

— Да, особенно любопытно было глянуть на работу нового тренера Динамо — это ведь свежие эмоции. Что касается Янг Бойз, то из футболистов данной команды я никого не знаю. Со времени моего выступления в чемпионате Швейцарии прошло 15 лет, поэтому среди моих знакомых только некоторые руководители клуба.

Знал, что в Янг Бойз работает знаменитый в прошлом игрок сборной Швейцарии Стефан Шапюиза, с которым я пересекался на поле. Он в то время за Грассхопер играл, но так и не встретился с ним, потому что был в отъезде и на стадион прийти не смог.


«Хорошо, что Гармаш забил третий гол…»


— Насколько вы сейчас интересуетесь швейцарским футболом?

— Недавно я ездил в Швейцарию, встречался со старыми друзьями –одноклубниками плюс заводил там новые знакомства. Для меня очень важны эти контакты, они помогают в агентской деятельности. Швейцария — интересное направление. Конечно, не топ-чемпионат, но базовый уровень хороший — Базель, Янг Бойз, Грассхопер…


— До приезда Янг Бойз в Киев вы имели представление о силе этой команды?

— У меня была информация, что в ней немало молодых футболистов. В команду берут много своих воспитанников, но досконально игру этого состава Янг Бойз я не знал. Считаю, коллектив, не умеющий играть в футбол, не сможет уложить на лопатки сначала Базель, а недавно и Грассхопер. Причем оба главных конкурента были обыграны с крупным счетом.


— Что ждет Динамо в Берне, как выступает дома Янг Бойз и как ведут себя швейцарские болельщики?

— Легкой прогулки для Динамо не предвидится. К этому нужно готовиться. Хорошо, что Гармаш забил третий гол, иначе было бы очень тревожно. В Берне киевлянам необходимо продемонстрировать футбол первого тайма домашнего поединка, тогда все будет нормально.


Что касается условий… В мою бытность игроком Лозанны таких стадионов, как сейчас, в Швейцарии не строили. Нынче там, как известно, искусственные газоны выкладываются. Я на таком поле выступал и знаю, что оно вносит серьезные коррективы в игру — отскок мяча на нем другой, в общем, важна каждая мелочь.

Там сейчас, как и в Киеве, стоит жаркая погода. В таких условиях искусственный газон становится еще более своеобразным. Существует много нюансов, которые год назад не учел Шахтер и поплатился за это.


— Вы ничего не сказали о болельщиках…

— На международные матчи швейцарцы ходят больше, чем на поединки внутреннего первенства. Футбол там особенно популярен на немецкой стороне — в Базеле, Цюрихе и Берне. После возведения новых современных арен людям стало более комфортно находиться на трибунах, и посещаемость возросла. Киевское Динамо в Швейцарии — это бренд, его приезд вызовет в Берне ажиотаж.


— Если судить по первому матчу в Киеве, у кого все-таки больше шансов на общий успех?

— Однозначно у Динамо. Надеюсь, вновь индивидуально сильно сыграет Ярмоленко, предрешивший исход киевской встречи. Также важно, чтобы тренерский штаб динамовцев грамотно построил игру. Думаю, у Александра Хацкевича хватит опыта для этого.


— Швейцарские клубы могут проявить предметный интерес к футболистам Динамо после матчей с Янг Бойз?

— Им не по силам потянуть контракты динамовцев. Наоборот, может быть, Динамо кого-то со временем из этой страны ангажирует. Был же прецедент с Драговичем… Понимаете, швейцарский чемпионат — не предел мечтаний для большинства футболистов. Местный рынок предназначен больше для продажи.


«Моя Лозанна обанкротилась»


— Вы начинали игровую карьеру в Бельгии. Следите за почти родным для вас Андерлехтом в частности и за бельгийским чемпионатом в целом?

— За чемпионатом Бельгии слежу меньше, чем за швейцарским. Бельгийские впечатления для меня остались в юношестве, я оттуда уехал 19-летним. За Андерлехт выступал на уровне юношей, дублеров, немного тренировался с первой командой. Было очень интересно, но Швейцария мне ближе. В этой стране я больше играл, больше знакомых и друзей приобрел. Кстати, многие из тех, с кем выступал, сейчас или тренерами работают, или в руководстве клубов трудятся.


— У кого из украинцев, играющих в Бельгии, больше шансов добиться успеха?

— Кто больше времени там проведет, у того и окажется больше шансов. Адаптация — главная вещь за рубежом. Малиновский уже один сезон отыграл, и в следующем ему будет легче. Думаю, проще будет и Безусу. Самый трудный период впереди у Будковского, который только начнет осваиваться в Бельгии. Знаю, что тренеры Стандарда берегут Лучкевича, особо под удар не подставляют. Рецепт успеха в заграничной карьере один — работа плюс знание языка.


— У вас с этим проблем не возникло?

— Я уже в 15 лет хорошо знал английский язык. На его изучении отец настоял. А в Бельгии получил отличную практику во французском. Все это очень помогло мне в Швейцарии.


— Уровень чемпионата Бельгии подходит для оттачивания мастерства нашими сборниками?

— Это как Андрей Шевченко решит. Считаю, что главное — постоянная игровая практика. Уровень бельгийского первенства, да и швейцарского тоже, сейчас выше, чем украинской Премьер-лиги. Это, конечно, если брать в целом, а не по отдельным командам. Думаю, шанс в сборной Украины точно получит Малиновский.


— Что случилось с Лозанной в период, когда вы за нее выступали (1999—2002)? Почему пришлось уйти из этого клуба?

— Он обанкротился. Владельцем Лозанны был француз, который решил все свернуть в Швейцарии и сосредоточиться на своем проекте во Франции. Потом лозаннский клуб перезапустился, что у нас сейчас делают Металлист с Днепром. А когда банкротство только произошло, было немного не по себе — в клубе работала комиссия по ликвидации, которая следила, чтобы не образовывались новые долги.


Кстати, сейчас в Швейцарии нововведение — молодым иностранным футболистам от 18-ти до 21 года очень трудно получить разрешение на работу в стране. Для этого им нужно сыграть за последний год 60—70% матчей за первую сборную. Таким образом швейцарцы отсекают лишних и защищают своих. Причем такое везде — не только в спорте. Жестко, но ничего не поделаешь. Сейчас, правда, пытаются как-то смягчить данный закон, и все находится в процессе обсуждения.


— Так чем вы сейчас занимаетесь?

— Работаю в компании футбольным агентом вместе с Денисом Онищенко и Александром Панковым. Курирую юношеское и молодежное подразделение — от 16-ти до 21 года. Помогаю нашей молодежи, если у нее что-то не получается в Украине, устроиться за границей. Немало времени провожу в Киеве, а выезжаю в основном в Швейцарию и Чехию.


— На матче Янг Бойз — Динамо в Берне побываете?

— Нет, в связи с работой останусь в столице Украины, а за поединком буду наблюдать по телевизору.


Богдан ЛЕОНЧУК