28 травня 2017 11:36
1

Первопроходцы. Валерий Поркуян

Семен СЛУЧЕВСКИЙ, «Футбольный клуб»


История мирового футбола знает примеры, когда на крупнейших турнирах, тех же чемпионатах планеты, «выстреливали» мало кому знакомые «джокеры».

Например, сам «король футбола» Пеле на мундиаль-1958 ехал запасным форвардом, выйдя на поле лишь в третьем, последнем матче группового раунда.

А перед домашним чемпионатом планеты в 1990 году тренер сборной Италии Адзельо Вичини, имея мощную обойму форвардов в лице Роберто Баджо, Джанлуки Виалли, Роберто Манчини и Альдо Серены (на минуточку, с 22 голами голеадор №1 первенства страны в предыдущем сезоне), вовсе не видел основным игроком нападения Сальваторе Скилаччи. А Тото взял и удивил всех – забил 6 мячей и стал лучшим бомбардиром того мирового первенства.

Советский и постсоветский футбол в этом плане имеет своего Пеле и Скиллачи «в одном флаконе» – его зовут Валерий Поркуян. Впрочем, здесь возникает весьма любопытный психологический вопрос. Какой? Об этом в конце статьи

ПОРКУЯН – ФУТБОЛИСТ

Несколько лет тому назад в Кропивницком (тогда еще Кировограде) местные журналисты с гордостью поведали о своем городе – это, мол, украинские Афины. Они имели в виду, что профессиональный театр страны родился там, и его отцы-основатели – выходцы из этого благодатного края. Не поспоришь, надо лишь вспомнить имена Марка Кропивницкого, всю семью Тобилевичей, а это братья Иван (псевдоним Карпенко-Карый), Панас (Саксаганский), Николай (Садовский), их сестра Мария Садовская-Барилотти. В том же первом профессиональном театре, что заработал в уютном городе на берегу Ингула в конце ХIХ века, начинали свой славный путь Михайло Старицкий и Мария Заньковецкая.

В ответ на эти напоминания я заметил: «Вы можете гордиться не только историей своего театра, но и футбола. У вас начинали звезды 70-х – 80-х годов Владимир Веремеев, Вадим Евтушенко, Михаил Михайлов. Позднее – Андрей Канчельскис, Андрей Русол, Сергей Назаренко, Андрей Пятов, Евгений Коноплянка. Но пионер этого почетного списка – Валерий Поркуян».

ПЕРВЫЕ ШАГИ. Валерий Семенович Поркуян (в годы его футбольного становления журналисты в отчетах о матчах писали фамилию Паркуян, через «А»), родился в Кировограде 4 октября 1944 года. Мальчишкой выделялся среди ровесников тем, что быстрее всех бегал и дальше всех прыгал. Пацана звали в детские легкоатлетические секции, но ему там было неинтересно, его манил футбольный мяч.

Поначалу Валерка «корифеил» в детском диком футболе – на выгонах, на загородных лугах. При этом, не поверите, предпочитал играть босиком, да на саму «поляну» добираться не общественным транспортом, не на велосипеде, а только бегОм. Вот так и делались первые в жизни кроссы: к «поляне» 5 км, обратно столько же. И при этом прибегать к условной финишной ленточке только первым.

Валерий ПОРКУЯН в действии

Когда открылась ДСШ местной «Звезды», начал заниматься в ней. Хотя даже в ту пору – в конце 50-х – его приход считался поздноватым – в 14 лет. Однако хлопец одолел этот первый серьезный в жизни вызов, оценка тому – приглашение во взрослую команду родного города в 18-летнем возрасте.

А вскоре на него положил глаз тогдашний наставник винницкого «Локомотива» Матвей Черкасский. О нем надо сказать отдельно.

Этот человек – легенда футбола, только не винницкого, а одесского. Матвей Леонтьевич – фронтовик, в бою был тяжело ранен. Хирурги намеревались ампутировать ногу, но он настоял, чтобы этого не делали. Черкасский перенес на ноге 10 операций, та даже стала короче другой. И при этом вчерашний солдат продолжал играть в футбол за команды родной Одессы. Левый край «Пищевика» (так после войны назывался «Черноморец») забил в первом своем сезоне 14 мячей (всего же – больше 30). Многие десятилетия входил в тренерский штаб «Черноморца», теперь – его нью-йоркской «дочки». Как селекционер, Черкасский открыл много талантов. Поркуян – в первом ряду.

Так вот, Матвей Леонтьевич запомнил молодого форварда «Звезды». Когда он вернулся из Винницы в Одессу вторым тренером «Черноморца» («моряки» как раз повысились в классе – заиграли в элите), то одним из первых, кого он позвал команду, и был Валерий Поркуян. Там парень быстро освоился, стал постоянным игроком основного состава. На форварда обратил внимание наставник олимпийской сборной СССР Гавриил Качалин и призвал в свою дружину на контрольные матчи. В одной из игр олимпийцев Валерий забил красивый и решивший судьбу встречи мяч.

НЕ ДРЕЙФЬ, ОДЕССА! Первые успехи Поркуяна в «Черноморце» не остались не замеченными скаутами ведущих клубов Союза. Так, в «Спартак» его рекомендовал один из лучших в прошлом форвардов красно-белых Сергей Сергеевич Сальников; ЦСКА готов был идти по своему проторенному пути – армейская повестка в зубы и шагом марш выполнять «почетный долг», как было записано в законах державы. Но поначалу были «мягкие» разговоры-соблазны. Их вел не кто-нибудь, а сам Всеволод Михайлович Бобров. У киевских же динамовцев тогда был свой «волшебник», которого звали Владимир Васильевич Щербицкий.

Надо заметить, что в «Черноморце» Поркуян сдружился с игравшим в то время за одесский клуб Валерием Лобановским. Видимо, старший по возрасту, к тому же рассудительный новый приятель посоветовал ему не спешить – кто знает, быть может, в этих именитых командах его ждет судьба вечного резервиста. Да и сам Валерий не рвался покидать «жемчужину у моря». Не рвался и по спортивным резонам (лучше быть первым в Одессе, чем вторым в Киеве либо Москве). И по личным причинам – «любовь нечаянно нагрянет», как некогда пел другой знаменитый одессит.

Но любовь любовью – а звонок из ЦК Компартии Украины в Одесский обком такие «мелочи» не учитывает.

В Киеве Поркуян честно признался в своих сомнениях главному тренеру «Динамо» Виктору Маслову. Реакция Деда была простой: «Не дрейфь, Одесса!».

«ФАРТОВЫЙ ПОРКУША». Это прозвище приклеилось к Валерию в 1966 году. Сборная СССР готовилась к чемпионату мира в Англии. В ту пору, в отличие от сегодняшних времен, национальные первенства не прерывались даже по столь важным поводам.

Тогдашний главный тренер сборной СССР Николай Петрович Морозов на разные тренировочные сборы и контрольные матчи перед мундиалем привлекал до десятка киевских динамовцев. В частности – Виктора Банникова, Йожефа Сабо, Виктора Серебряникова, Виталия Хмельницкого, Василия Турянчика, Вадима Соснихина, Леонида Островского, даже совсем юных Анатолия Бышовца с Владимиром Мунтяном.

30 октября 1968 г. Нулевая ничья с тбилисскими одноклубниками позволила киевлянам в третий раз кряду выиграть чемпионат СССР. Для Валерия ПОРКУЯНА (стоит вторым слева) это союзное «золото» стало последним. Уже в 1970-м он снова будет защищать цвета «Черноморца»

Итак, подготовка к чемпионату мира – само собой, а первенство СССР – по расписанию. 4 апреля в стартовом туре в домашнем матче против «Зенита» Поркуян открыл счет, и этот гол стал его первым в составе «Динамо». А уже чуть меньше чем через месяц, по итогам 6 туров этот дебютант бело-синих, забив 5 мячей (по одному – «Зениту», «Крыльям Советов», ростовскому СКА и сразу два – минским одноклубникам), вместе с Бышовцем вышел в лучшие бомбардиры союзной «вышки».

Видимо, подобная статистика впечатлила члена тренерского совета Федерации Союза Гавриила Качалина, который настоятельно призвал Морозова включить Поркуяна в главную дружину на ее завершающий перед мировым первенством сбор. А кто откажет такому авторитету как Гавриил Дмитриевич – ведь это он привел сборную Союза к золотым медалям на Олимпиаде в Мельбурне в 1956-м и к завоеванию первого Кубка Европы в 1960-м.

В контрольных матчах в составе сборной Валерий отметился еще четырьмя голами и вместе с одноклубниками Банниковым, Сабо, Серебряниковым и Островским попал в окончательную заявку на ЧМ-1966.

«БРОНЗОВАЯ БУТСА». В групповом турнире соперниками сборной Союза были не требующие дополнительной рекламы итальянцы. Далее – никому не известные, но натворившие в тот сезон грандиозный «шорох» футболисты КНДР. Третьи – серебряные призеры минувшего чемпионата мира чилийцы.

Нападение красно-белой сборной было «упаковано» лучшими на тот период форвардами: Славой Метревели, Игорем Численко, Галимзяном Хусаиновым на флангах, а в центре Анатолием Банишевским и Эдуардом Малофеевым. Поркуян точно виделся тренерам лишь в запасной обойме.

В первых двух турах группового раунда – с корейцами (3:0) и итальянцами (1:0) – советские футболисты набрали максимум очков, и Морозов решился на третью встречу с чилийцами выставить вчерашних дублеров, в т.ч. Поркуяна. Тот и отличился, забив южноамериканцам два мяча. Общий счет игры – 2:1, сборная СССР пробилась в четвертьфинал, не потеряв в группе ни одного очка.

В Сандерленде в этом раунде наших ждал не рядовой соперник – сборная Венгрии. Конечно, это была уже не та самая знаменитая сборная страны начала и середины 50-х годов – «золотая команда» Пушкаша, Кочиша, Цибора, Хидекутти. Но все равно – одна из сильнейших национальных дружин континента. В середине 60-х ее цвета защищали игроки международного уровня Флориан Альберт, Ференц Бене, Кальман Месей, Янош Фаркаш, Дьюла Ракоши.

23 июля 1966 г. Менее чем через час Валерий ПОРКУЯН (сидит в центре) отправит победный мяч в ворота венгерской команды, выведя сборную СССР в полуфинал чемпионата мира

Морозов, как и большинство тренеров, не сажал на банку игроков, которые принесли победу в предыдущей игре. Поэтому Поркуян вновь был заявлен в стартовом составе. Уже на 5-й минуте он своим ударом «проверил» вратаря венгров Геллеи – тот мяч зафиксировать не сумел, и оказавшийся рядом Численко открыл счет. Сразу после перерыва на 46-й минуте Валерий после подачи Хусаинова со штрафного забил второй мяч. Хотя мадьяры отчаянно пытались отыграться, и во второй половине встречи территориальное преимущество было на их стороне, добились они лишь гола престижа в исполнении Бене.



Полуфинал в Ливерпуле со сборной ФРГ. Комментарии излишни, в составе немцев – именитые Уве Зеелер, Гельмут Халлер, Карл-Хайнц Шнеллингер и молодые дарования, кому еще предстоит прославиться в будущем, Франц Беккенбауэр с Зеппом Майером. Матч трагический: с тяжелой травмой Сабо уже на 18-й минуте (тогда замены не допускались), с удалением Численко на 47-й минуте. Проигрыш – 1:2. На голы Халлера и «Кайзера Франца» советская команда ответила лишь одним – на 88-й минуте. Забил его как раз Поркуян. Перед самым финальным свистком Валерий мог стать спасителем сборной Союза – выиграл воздух у защитника немцев, но послал мяч чуть выше перекладины.

По итогам ЧМ-66 лучшим бомбардиром стал великий португалец Эусебиу («Черная пантера», «Черная жемчужина») – с 9 голами. Он завоевал «золотую бутсу». «Серебряную» с 6 точными ударами – немец Халлер, а наш Поркуян за 4 гола вместе с Беккенбауэром, венгром Бене и героем финала Джеффом Херстом, который отметился хет-триком в решающей игре на «Уэмбли», – был награжден «бронзовой бутсой».

Герои ЧМ-1966 – Валерий ПОРКУЯН, Йожеф САБО, Виктор СЕРЕБРЯНИКОВ – вскоре после возвращения домой

Вот и получается, что в Англии Валерий повторил судьбу Пеле – из запасных в герои. Позднее его аналогичный подвиг совершит Скиллачи, о чем вы уже читали. Но главная интрига статьи пусть по-прежнему остается таковой и до финала.

ПОСЛЕ ТУМАННОГО АЛЬБИОНА. Вернувшись с английского ЧМ, Поркуян, как ни странно, не смог продолжить свою триумфальную голеадорскую поступь в «Динамо». И это в лучшие годы масловской команды! Впрочем, судите сами:

Форварды «Динамо» в чемпионской трехлетке


В чем причина «торможения» бомбардирской статистики Валерия? Серьезные специалисты не могут прийти к единому мнению. Одни считают, что во всем виноват он сам. Другие видят первооснову в некоем недоверии тренерского штаба, даже руководства. Третьи – чуть ли не в интригах внутри коллектива.

Совсем не собираюсь обсуждать последнюю версию, охотников порыться в грязном белье нынче хватает. Замечу лишь, что Виктор Александрович Маслов, сам покинувший «Динамо» вовсе не по собственной воле, и в начале 70-х годов вновь возглавивший родное ему «Торпедо», уговаривал Поркуяна последовать за ним.

Однако Валерий свой выбор сделал – он вернулся в ставшую ему близкой Одессу. В 26 матчах в сезоне-1970 забил 10 мячей, что привлекло к нему новое внимание тренеров сборной СССР. Ее в который раз возглавил «добрый ангел» Поркуяна Качалин. Правда, хотя Валерий и поехал на мундиаль в Мексику, все три матча в группе он просидел на банке.

Объективно Качалин был прав: в тот момент недавние партнеры Поркуяна по нападению киевского «Динамо» – Бышовец, Пузач и Хмельницкий – смотрелись предпочтительнее, как и их одноклубники – москвич Геннадий Еврюжихин и тбилисец Гиви Нодия.

Поркуян вошел в историю ЧМ-70 совсем по другому поводу. В группе А хозяева мирового первенства мексиканцы и сборная Союза набрали одинаковое количество очков – по 5 при одинаковой разнице забитых и пропущенных мячей (по «+5»). По тогдашнему регламенту решение, кто какое место должен был занять, принимал жребий.

По традиции тянуть его должен был капитан команды – Альберт Шестернев. Но тот совсем недавно, на ЧЕ-1968, «прославился» своей нефартовостью. Тогда в споре с итальянцами тоже все решал жребий, и Альберт, долго выбирая между «орлом» и «решкой», в итоге «промазал». Еще раз вложить судьбу команды в руки Шестернева не решились. Вместо этого вспомнили «фартового Поркушу» – его и отправили на жеребьевку.

Выбор соперников по 1/4 финала был: либо Италия, либо Уругвай. Апеннинцы объективно были сильнее южноамериканцев, да и тот жребий 1968 года еще был свеж в памяти. Поркуян вытащил того соперника, о котором мечтало большинство советских специалистов и болельщиков – Уругвай. Валерия готовы были носить на руках…

Исход четвертьфинального матча памятен до сих пор: основное время – 0:0, хотя сборная СССР владела преимуществом. Мог отличиться Хмельницкий уже на первых минутах матча. В дополнительное время Бышовец забил гол в ворота уругвайцев. Голландский судья ван Раверс мяч не засчитал, ошибочно углядев положение «вне игры».

Дополнительное время, 116-я минута. Борьба армейца Афонина и уругвайца Кубильи за мяч. Тот вышел за пределы поля – в этом не сомневались футболисты сборной СССР. И, ожидая свисток арбитра, остановились. А Кубилья «выцарапал» мяч, скинул на голову Эсперраго, который и поразил неприкрытый угол. Ошибся судья или нет, но советские футболисты должны были бороться до конца.

Впрочем, судите сами:



Потом знаменитый статистик футбола Константин Сергеевич Есенин (сын поэта) напишет: «Горький урок в том, что, привыкнув во внутренних соревнованиях к многочисленным апелляциям и дискуссиям, наши футболисты самовольно прекратили игру, когда мяч на мгновение оказался за их линией ворот. Было нарушение или нет – прерогатива судей и только судей». Чем эта давняя фраза Есенина не актуальна сегодня?

А знаете, кого обвиняли? Правильно, Поркуяна. Не тех, мол, вытащил. «Те» – это итальянцы, в составе которых тогда звездили Альбертози, Факкетти, Бургнич, Доменгини, Рива, де Систи, Ривера, Маццола. Итальянцы, которые в другом четвертьфинале вынесли мексиканцев (хозяев!), затем немцев, и только в финале уступили бразильцам во главе с Пеле.

Но как бы там ни было, Валерий является участником финальных турниров двух чемпионатов мира. Достижение, в Украине покорившееся единицам.

ПОСЛЕ МЕКСИКИ. Сезон 1970 года для «Черноморца» не был удачным. Отстав от «Зенита» буквально на одно очко, одесситы покинули высший дивизион. Поркуяна к себе в «Днепр» звал давний товарищ Лобановский. Валерий не мог отказать тезке, но и не мог покинуть любимый клуб сразу после понижения в классе. Он заиграл у тренера Лобановского в «Днепре» уже в 1972 году. И играл там до 1975 года, проведя за новый клуб 103 матча и забив 18 голов.

Подведем итоги игроцкой карьеры Поркуяна: в чемпионатах СССР – 208 матчей, 43 гола. Обладатель золотых медалей сезонов-1966, 67, 68. Обладатель Кубка Союза-1966. В списках «33 лучших» – 1 раз. В сборной СССР – 8 матчей, 4 гола. Как футболиста его отличали высокая стартовая скорость, выносливость, хорошая игра головой и сильные удары с обеих ног.

ПОРКУЯН – ТРЕНЕР

Начал работать на этом поприще Валерий Семенович в штабе одного из тренеров, под чьим началом выступал еще игроком в Одессе (после Киева), – в штабе Сергея Иосифовича Шапошникова. Только не в «Черноморце», а в «Таврии». Правда, в силу формальных причин, заявить Поркуяна туда не удалось, и Шапошников посоветовал начать самостоятельную работу в керченском «Авангарде».

Ну а затем профессиональная жизнь Валерия Семеновича вновь оказалась связана с «Черноморцем», на благо которого он трудится и по сей день. Селекционером в одесский клуб его пригласил Виктор Евгеньевич Прокопенко. Поркуян проявил себя неплохим «отборщиком талантов» – именно он открыл в Днепропетровске Владимира Поконина, а в Черновцах Виктора Пасулько.

Целых 10 лет (с 1983 по 1993 год) Валерий Семенович посвятил сельскому аматорскому футболу – возглавлял команду «Благо» Одесской области. Он не стеснялся идти в ассистенты либо в селекционеры к более молодым Леониду Буряку и Семену Альтману, работать в «Черноморце-2». Его имя по праву увековечено на Аллее футбольной славы одесского клуба.

Свою звезду на одесской Аллее футбольной славы Валерий ПОРКУЯН получил в 2014 году

СОБСТВЕННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. Лично с Валерием Семеновичем я не был знаком до 2004 года. Готовя большой специальный репортаж о первом розыгрыше Суперкубка Украины между «Динамо» и «Шахтером», а он проходил в Одессе, я не захотел упустить возможность пообщаться с Поркуяном перед телекамерой. Он положительно откликнулся на мое предложение, и, получив «добро» от тогдашнего главного тренера «Черноморца» Семена Иосифовича Альтмана, мы с оператором отправились на базу «моряков».

Сложилось весьма интересное интервью. Валерий Семенович без утайки рассказывал и о своих годах футболиста, и тренерском опыте. О людях, которых он вспоминал, Поркуян отзывался доброжелательно и корректно. При этом в его словах и в его выражении глаз чувствовалась не дежурная вежливость, а вполне читаемая искренность.

Т.к. интервью записывалось в столовой тренировочной базы, помещение один за другим заполняли футболисты. В глазах одних проскакивало искреннее удивление: ого, в родных пенатах они узнали размещенные на камере и микрофоне логотипы авторитетной телекомпании и футбольной программы. В глазах других игроков читалось непонимание. Почему интервью снимается не с ними, а с тренером почтенного возраста? Особо активные из таких начали ухмыляться, греметь посудой, даже отпускать колкости.

Наш молодой оператор, недовольный посторонними шумами, попадающими на звуковую дорожку видеозаписи, начал раздражаться и буркнул, пусть, мол, заслужат еще право на интервью. Валерий Семенович добродушно улыбнулся, лишь заметив: «Не обращайте внимание. Горячие, потому и «подскакивают». Дай Бог, чтобы этим ворчанием не ограничилось их честолюбие».


Вот такой Валерий Поркуян – талантливый футболист, возможно, не до конца реализовавший свой потенциал. Порядочный, позитивный человек.

А теперь главный вопрос, который поставлен в самом начале статьи: к кому из запасных, проявивших себя на чемпионатах мира наилучшим образом, ближе наш герой? К «королю» Пеле, или «факиру на час» Скиллачи? Ответ пусть каждый даст себе сам.

В любом случае, Валерий Поркуян уже занял свое достойное место в истории украинского, советского и международного футбола.

Автор делікатно обійшов причину, з-за якої Поркуян покинув Київ і Динамо. Її звали Валерій Щербицький.