3 травня 2016 18:17
1

Вячеслав КОЛОСКОВ: "Принятие Косово в УЕФА открывает дорогу в организацию таким территориям как Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, но не Крыму"

Федерация футбола Косова стала 55-м членом УЕФА. На конгрессе европейской организации в Будапеште за ее принятие проголосовали 28 ассоциаций, против – 24. Два бюллетеня были признаны недействительными.


Александр ПРОСВЕТОВ


Между тем Косово не является членом ООН. А ведь статья 5 Устава УЕФА гласит, что членом организации может быть "ассоциация из страны, признанной ООН в качестве самостоятельного государства". Впрочем, ранее в ряды УЕФА был принят Гибралтар (в Уставе уже ФИФА, правда, есть положение о возможности приема ассоциации из региона, который еще не обрел независимости, если имеется согласие со стороны ассоциации страны, от которой данный регион зависит).


На сегодняшний день Косово признали лишь немногим более половины государств (108 из 193), в то время как для вступления в ООН требуется поддержка двух третей, то есть 129 стран, а также одобрение Совета безопасности, в котором независимость Косова не признают Россия и Китай.

Из стран-членов УЕФА, помимо России, не дали добро на вступление Косова в ряды ООН: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния, Греция, Грузия, Испания, Израиль, Казахстан, Кипр, Молдавия, Румыния, Сербия, Словакия и Украина.


Прокомментировать решение конгресса УЕФА корреспондент "СЭ" попросил Вячеслава Колоскова.


– Формально за прием Косова высказалось большинство, но оно незначительное, – отметил почетный член ФИФА и УЕФА. – При этом нарушено положение Устава УЕФА, что насторожило нашу делегацию.


В интерпретации юриста УЕФА, который давал разъяснения по этому поводу, у ООН нет полномочий признавать или не признавать новые государства. Они есть у государств-членов ООН. Чувствуете тонкую грань? Раз большинство признает новое государство, то оно, мол, имеет право на вступление в УЕФА.


В пользу принятия Косова говорил также тот факт, что оно уже признано некоторыми спортивными федерациями, а также МОК (туда Косово приняли в конце 2014 года, так что его представители смогут выступить на Олимпийских играх в Рио-де Жайнеро. – Прим. А.П.). Но многих эти аргументы не убедили.


Теперь федерация футбола Косова должна получить признание ФИФА. Вопрос будет рассматриваться 13 мая на конгрессе ФИФА в Мехико. Возлагаю на него надежду. Очевидно, за оставшееся время многие федерации постараются прояснить ситуацию. Если юрист ввел членов УЕФА в заблуждение, то легитимность решения могут поставить под сомнение и даже оспорить в Спортивном арбитражном суде.


Наконец, возникает проблема с проведением соревнований? Как быть, если наша сборная попадет в одну отборочную группу с Косово?


– В данном случае прецедент есть. Не далее, чем в прошлом месяце, российская юниорская сборная по гандболу играла с косоварами в отборочном турнире чемпионата Европы до 20 лет. Вот сербы точно устроят бойкот, так что две сборные придется разводить. Кстати, вы не считаете происшедшее на конгрессе следствием отсутствия у руля УЕФА такого авторитетного лидера, как Мишель Платини?

– Он тоже основывался бы на заключениях юристов и подчинился бы большинству.


– Его будущее на конгрессе обсуждалось?

– Пара человек в своих выступлениях выражала пожелание, чтобы Платини скорее возвращался на пост президента УЕФА, но специально вопрос не поднимался. Впрочем, все знают, что дело находится на рассмотрении Спортивного арбитражного суда, и вердикт должен быть вынесен 9 мая.


– Ваш прогноз?

– У меня он негативный. Хотя Григорий Суркис убежден на 100 процентов, что обвинения с Платини снимут. Мы с ним даже поспорили. Суркис – вице-президент УЕФА. Возможно, он что-то знает.



– Решение по Косову открывает перспективы перед Крымом?

– Это другой случай. Крым входит в состав России и не претендует на самостоятельность. А вот такие территории, как Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, если будут проводить собственные соревнования, теоретически могут со временем сослаться на косовский прецедент.


– Только надо еще, чтобы их поддержали в ходе голосования. А оно в случае Косова выглядит политически мотивированным.

– Все, между тем, всячески открещивались от политики, подчеркивая, что это сугубо правовой вопрос. Может быть, у кого-то и были иные мотивы, но в целом участники конгресса – люди из футбола, которые исходили из его интересов, а не руководствовались политическими соображениями.

Хрен тебе, а не Приднестровье, Абхазию и Южную Осетию!

Доклад ОБСЕ на саммите в Стамбуле 1999 года читал?