8 квітня 2016 11:13

Андрей НОВАК: "Ничего нового в кубковой игре в Александрии "Динамо" нам не предложило"

Вратарь «Александрии» - о том, как едва не завершил карьеру, сломал ногу и победил «Динамо»


Еще два года назад Андрей в своих 25 выступал за отнюдь не сильнейшую команду первой лиги и о нынешних достижениях, пожалуй, даже не мечтал. На заре профессиональной карьеры Новаку «везло» на сильных конкурентов – Годзюр и Мартыщук в Ивано-Франковске, Тлумак, Налепа, Романенко и тот же Мартыщук во Львове. Когда Андрей вырвался из «Карпат» и перешел на правах аренды сначала в «Прикарпатье», а затем и в молдавский «Тирасполь», выглядело, что в дубле он пересидел. Стремительный взлет наметился лишь после того, как Новак оказался в Тернополе.

Наш разговор состоялся ровно через сутки после исторической кубковой победы «Александрии» над киевским «Динамо». В интервью UA-Футболу голкипер «черно-желто-зеленых» рассказал о том, как команда эту победу отпраздновала и с какими эмоциями вернется в ближайшее воскресенье во Львов, где александрийцы сыграют с «Карпатами» в матче за Лигу Европы. Вместе с собеседником мы остановились на всех знаковых этапах его вратарской карьеры. Но начали с уточнения деталей.

- Андрей, напротив вашего места рождения указан польский Щецин.

- Это не ошибка. Дело в том, что мой отец – военный. В тот момент, когда я родился, папа служил в Польше. Позже наша семья перебралась в российский Владивосток. И только когда мне было четыре, мы переехали на родину мамы – в Ивано-Франковск. Кстати, папа у меня – белорус

- Другой в то время белорус по паспорту Олег Кононов в 2009 году дал вам возможность дебютировать за основу «Карпат».

- Мы играли против «Арсенала» в Киеве. Это был конец сезона и Олег Георгиевич решил проверить нескольких молодых футболистов. Кто-то своим шансом воспользовался, а я, пропустив четыре гола – нет. Не скажу, что был слишком виноват в пропущенных мячах, но и, наверное, не спас. Несмотря на это, тогда еще рассчитывал, что второй шанс мне предоставят. Пока в «Карпаты» не вернулся Андрей Тлумак. Тогда и понял, что самое больше, что мне может светить – роль третьего вратаря.

- В команду родного города «Прикарпатье» в 2010-м вернулись по собственной воле?

- Львовяне в аренду отправили. Ужасный был период, поскольку от этих арендных скитаний никакой пользы не было. По сути, не играл ни в «Прикарпатье», ни в «Тирасполе». Перед тем, как меня к себе приглашать, молдаване, кажется, обращались за рекомендацией к Кононову.

- Так или иначе, получилось, что в 23 года вы длительное время оставались резервистом. Не было мыслей о завершении карьеры?

- Всерьез думал над таким шагом в 2012-м, когда отыграл сезон в составе бурштынского «Энергетика». Точнее, сыграл – громко сказано. Был дублером Сергея Карпова. Когда сезон закончился, то думал, что с меня уже хватит. И, наверное, занимался бы сейчас чем-то другим. Если бы не предложение из Тернополя от Игоря Яворского.


- «Нива», куда вас тогда приглашали, выступала во второй лиге.

- Меня это не пугало, поскольку знал этого тренера и понимал, что вхолостую, не имея гарантий, Игорь Петрович работать не будет. Мне сразу объяснили, что команда амбициозная, ставит перед собой высокие задачи. И это были не пустые слова. В первый же для меня сезон мы вышли в первую лигу. Уверен, что был у той «Нивы» потенциал и для выхода в элитный дивизион. Может, не сразу, а на второй год выступлений в первой лиге. Однако помешал финансовый крах. Людям пришлось искать себе новые команды.

- Был в Тернополе прошлой весной на матче, который «Александрия» выиграла у «Нивы» 1:0. Местные болельщики встретили вас тогда довольно тепло.

- У нас была взаимная симпатия. Жалею, что тот этап карьеры был настолько коротким. Почему-то думал, что «Нива» - проект долгосрочный. У команды было все – инфраструктура, стадион, прекрасные фанаты, хорошо укомплектованный коллектив. Впрочем, мы делали все, что от нас зависело. Поэтому тернопольская публика ни одному из футболистов той команды упрекнуть, наверное, не может.

- Как возник вариант с «Александрией»?

- Из команды тогда ушел Руслан Зарубин и тренеры начали искать нового голкипера. Две недели был на просмотре, а затем клуб предложил подписать контракт.

- Спрашиваю еще и потому, что поединок против «Александрии» «Нива» сыграла неудачно. В Тернополе вы пропустили четыре мяча...

- Вы ведь знаете, что это был за период. Нам тогда долго не платили зарплаты. Матч проходил в субботу, а в течение предыдущих пяти дней мы сидели дома и бастовали, угрожая на игру не выйти. Соответственно, от нас тогда было трудно требовать чего-то сверхъестественного. Да, проиграли 2:4, но и игра складывалась таким образом, что могла завершиться и со счетом 8:7. В обороне обеих команд был проходной двор. Весело – я четыре мяча пропустил, а еще минимум трижды команду спас.

- Накануне прошлого сезона перед «Александрией» стояла задача выхода в Премьер-лигу?

- Да. И мы поняли, что должны достичь цели, выиграв стартовых десять матчей. Потом, конечно, «Сталь» из Камянского все же составила нам конкуренцию, но все же выиграли турнир мы убедительно.

- Перед текущим сезоном александрийцев называли в числе главных претендентов на вылет.

- Мы это слышали, но сами надеялись быть в числе середняков. Сначала было сложно – мешало стартовое волнение, отсутствие опыта выступлений на таком уровне. Имели проблемы с забитыми мячами. Впрочем, после победы 4:1 над «Карпатами» команду «поперло». Мы поверили в себя.

- Как раз накануне того матча с львовянами с вами произошло несчастье...

- Да, сломал ногу. На ровном месте, во время тренировки. Все, кто когда-либо ломал пятую плюсневую кость, знают, что обычно вот так, на ровном месте она и ломается. Собственно, тогда и понял, что до конца года я команде уже не помощник. И хотя это был лишь сентябрь, а гипс должен был снимать через полтора месяца, понимал, что восстановиться полноценно не успею. Да, в конце осенней части уже тренировался, но на место в составе претендовать не мог, поскольку прекрасную форму набрал Влад Леванидов.

- Осенью вы успели сыграть в Киеве против «Динамо». Ту игру «Александрия» проиграла без вариантов - 0:3. Сложно было поверить, что весной именно ваша команда будет способна выбить киевлян из Кубка Украины...

- Все потому, что мы набрались опыта и перестали бояться соперников уровня «Динамо» или «Шахтера». Поверьте, киевляне сейчас слабее не стали. Перечень фамилий в их составе красноречив. Думаю, с такими игроками можно выступать даже в топ-чемпионатах. Другое дело, что за столько матчей мы успели изучить динамовцев в совершенстве. Ничего нового в кубковой игре в Александрии чемпионы нам уже не предложили.


- Один из ключевых моментов матча – ваш суперсэйв после удара Виталия Буяльского с близкого расстояния.

- Боженька помог среагировать.

- Согласитесь с утверждением, что работы в двух последних встречах против «Динамо» у вас было не так много, как обычно в матчах против лидеров?

- Да, но все потому, что такова специфика игры киевлян. Они долго владеют мячом, много моментов не создают, зато реализуют их почти со стопроцентной эффективностью. Перед этим поединком тяжелее было настроиться даже не с физической, а с психологической точки зрения. Понимали, что после 1:1 в Киеве шансы выйти в полуфинал имеем неплохие. Однако осознавали и то, против кого играем.

Думаю, нам добавил уверенности в собственных силах гол Артема Чорния. После него поняли, что победить реально. Конечно, впереди еще было 65 минут только основного времени, но развитие событий оказался для нас благоприятным. Значительно легче стало после удаления Сергея Рыбалки. Появилось пространство в середине поля. Это позволило выбегать в контратаки и создавать моменты.

- Премиальные за эту победу были выше, чем обычно?

- Да. В принципе, владелец клуба не обделяет нас никогда. Всем необходимым мы обеспечены. Вот и эту победу Сергей Кузьменко отметил щедро.

- Говорят, что гуляния в честь выхода в полуфинал в Александрии продолжались до утра.

- Болельщики, может, праздновали. А мы отметили победу чисто символически. Собрались семьями на базе, посидели, поужинали, пообщались. Большего себе пока позволить не можем, ведь в воскресенье ответственный матч с «Карпатами».

- Матч за еврокубки, так его называют.

- Мы пока пытаемся не думать, что будет после завершения сезона. Хотим привезти со Львова очки. А если они помогут выступить в Лиге Европы, то будем только рады.

- Для вас как человека, для которого «Карпаты» были родным клубом в течение четырех лет, ближайший матч особенный?

- Мне приятно, что есть возможность просто побывать на Западной Украине. Я оттуда родом, туда меня тянет, а бывать дома удается нечасто. Но принципиальным матч с «Карпатами», пожалуй, не считаю. Это уже прошлое. Тем более, что с тех пор, что во Львове выступал я, в команде осталось, кажется, трое футболистов – Игорь Худобяк, Олег Голодюк и Ромка Мысак, с которым мы хорошо общаемся по сей день.


- Если не ошибаюсь, для вас это может быть первый официальный поединок против «Карпат».

- Именно так. Доселе играл против львовян в составе «Нивы» лишь в контрольном спарринге, который завершился 1:1.

- Впрочем, до «Карпаты» на «Александрию» ожидает жеребьевка полуфинала Кубка Украины. Есть какие-то пожелания?

- Чувствую, что нам попадется «Шахтер». Но даже если в соперники нам выберут «Зарю», легче не станет. Мы понимаем, что слабее и за донетчан, и за луганчан. Но биться будем. В конце концов, в первом круге обоим потенциальным соперникам легко с нами не было. С «Зарей» мы сыграли вничью, а «Шахтеру» проиграли 2:3. Понимаете, когда нас поддерживает полный стадион «Ника», когда создается этот неповторимый антураж, то плохо мы не можем играть по определению.