30 вересня 2015 19:12

Анатолий МЫНЗУ: "В Крыму на стадион с украинской символикой никто не ходит - люди боятся ФСБ"

Бывший начальник ТСК Анатолий Мынзу рассказал о нынешний ситуации в крымском футболе


Оккупация Крыма Россией поставила под сомнение футбольное будущее полуострова. Попытки агрессора включать "Таврию" и другие местные команды в свою систему вполне логично натолкнулись на неприятие украинской стороной, которая сделала все возможное, чтобы УЕФА не спустил на тормозах сложившуюся ситуацию. В итоге наспех заявленные во вторую лигу российского чемпионата ТСК и СКЧФ были из нее исключены, а европейские футбольные чиновники занялись созданием непосредственно крымского первенства. Чем руководствовались крымские функционеры, заявляясь в чемпионат РФ, к чему это привело и как обстоят дела с футболом на полуострове сегодня – обо всем этом UA-Футбол рассказал бывший начальник ТСК Анатолий Мынзу, который после года работы в Крыму вернулся в Украину.


- Анатолий, расскажите, что собой представляет ТСК, и что осталось от старой доброй "Таврии"…


- Таврия – всегда была брендом и гордостью Крыма. Эта команда имела большие традиции. Могу сказать даже, что весь крымский футбол был напрямую связан с Таврией. Клуб был лицом полуострова и главной спортивной гордостью. Слава Богу, что в истории Симферополя отобразились много легендарных имен, но я бы хотел выделить лишь троих. Анатолий Николаевич Заяев - человек, который был сердцем команды и вообще, всего крымского футбола в целом. Именно ему на площади надо памятник поставить, вместо Ленина!


Аронов – это душа команды… А Куницын – тот, кто вложил в клуб наибольшие инвестиции. Вы наверняка слышите, что о нем говорят много отрицательного. Однако я могу сказать о Сергее лишь положительное. В том, что в команда в свое время стала обладателем кубка Украины – во многом его заслуга.


Так вот, когда произошла эта перипетия в Крыму, люди стали заложниками ситуации. Я в праве говорить это, так как на себе это испытал. Я видел всё своими глазами, и для себя со временем принял соответствующее решение.


Футбол был вне политики до поры до времени. Но сейчас, если называть вещи своими именами, то этот вид спорта – и есть часть большой политики. Футбол и ссорит, и мирит людей. Есть такая футбольная личность, как Алексей Осипов, после прихода россиян, он начал создавать новую "Таврию". И не для того, чтобы развивался крымский футбол под эгидой Российской Федерации, а для того, чтобы продолжали расти наши дети, чтобы сохранить юношеский футбол. Он прекрасно обдумал свой ход и привел в проект ряд новых людей. Он познакомил Гайдаша (ныне – ген.дир. ТСК) с Бородкиным (президент ТСК) и создал свою команду. Они спроектировали абсолютно новую команду, которая начала носить название «ТСК» - то есть, Таврия-Симферополь-Крым.


Лично Осипов попросил, чтобы я помог подобрать футболистов, так как у меня большой опыт в этом и много знакомств в Украине и в России. Мне мои товарищи не отказали и уже за три дня до старта во второй российской лиге мы собрали состав и окончательно создали команду. У нас был великолепный тренер – Сергей Шевченко. Сам он из Украины, тренировал "Таврию" в свое время, и, я могу сказать, что он, действительно, большая футбольная умница. Не каждому бы удалось за короткий промежуток времени слепить команду. Мы выполнили задачу, которая перед нами стояла - попали в первую шестерку. Очень большой вклад внес Арсен Аваков (не нынешний министр МВД, а бывший форвард, выступавший за шепетовский "Темп" и запорожское "Торпедо", - прим. ред.), он у нас работал начальником команды и проделал очень большой объем работы. У большинства этих людей сердца находятся в Украине, но все понимали, что были заложниками ситуации. У нас у каждого есть дети и мы делали это все, прежде всего, ради детей.

Тем временем, новая "Таврия" начала играть, и делала она это довольно-таки неплохо. А в это время шли разбирательства на уровне УЕФА и 4 декабря эта ассоциация вынесла решение снять крымскую команду со Второй Лиги России, с чем я полностью согласен. Поймите, по всем людским понятиям - это правильный ход. Но и УЕФА не оставило полуостров без футбола. В истории мировой практики Косово не может добиться того, чего добился Крым буквально за полгода - УЕФА признал, и это позволило создать Футбольный Союз Крыма.


После этого всего Гайдаш, который был хорошим футболистом, но стал безобразным руководителем, вместе с Бородкиным собрали небольшое совещание, на которое пригласили меня и Осипова, чтобы решить вопрос, о том, как быть дальше и в каком направлении двигаться. Я настаивал на том, что команду нужно расформировать и распустить. Осипов меня в этом полностью поддержал. И эти деньги, которые есть, а они были немалые благодаря нашим спонсорам, поверьте мне, - пустить на детей, потому что Гайдаш создал академию им. Заяева при футбольном клубе "Таврия". А ведь у нас было очень много качественных тренеров: Черемисин, Гетиков, Храмцов, Оберемко, Мартынов… Директор Опарин, который держал это все. Мало того, когда это всё разваливалось, этим тренерам полгода не выплачивали зарплату.


Анатолий Мынзу: В Крыму на стадион с украинской символикой никто не ходит - люди боятся ФСБ - изображение 1



Так вот, мы с Осиповом предложили пустить средства в детско-юношеский футбол: купить экипировку деткам, какие-то турниры создать, зарплату платить тренерам. У меня у самого малыш занимался в академии Таврии. Мы ведь живем ради детей, но, жаль, что не все это понимают…


Нынешнее руководство "Таврии" считает, что им по силам создать огромный проект. И даже если у них это получиться, они упустили тот факт, что им будет не с кем играть. Чтобы создать качественный чемпионат или лигу, потребуется 10-15 лет! Для этого надо брать молодых ребят, которым по 16-17 лет, и пускай они бегают в свое удовольствие, выигрывают, проигрывают, в конце концов, получают опыт. Тогда где-то к 25-и годам они начнут что-то из себя представлять. Единственное, что требовалось - сохранить академию, потому, что много детей сегодня остались на улице! Руководство не послушало нас. А я всегда говорю свое мнение, всегда говорю людям правду в глаза. Нет, чтобы свои пацаны были задействованы, - они там трактористов, водителей набрали! В этом чемпионате у остальных клубов нет никакого финансирования. Они все ждут поддержки от УЕФА. Только могут красиво написать, показать людям, что у нас все хорошо, а на самом деле…


Они повезли команду на сборы, потратили эти деньги, которые были на счетах, опять же задержали зарплату тренерам, а результат какой? На сегодняшний день они распустили этих детей, тренеров. Они выкинули всех на улицу, убрали академию – вот за это больше всего и болит сердце, понимаете? И за Осипова, который это все создал тем летом, ознакомил всех в кучу сложил… А сегодня уволили, даже не поставив в курс событий! Ужасно, что люди настолько алчные, настолько непорядочные. На его место пришел Сергей Яковлевич Шевченко, легендарная личность, в составе Таврии он играл в финале первого чемпионата Украины, когда они обыграли киевское Динамо, он даже забил гол тогда. Так вот, он вроде бы и нормальный мужик, мы всегда обнимаемся при встрече. Но, вот мелочь… Если тебя назначают на место твоего друга, а они с Осиповым общались неплохо, ты должен был хотя бы позвонить и сказать: «Леха, мне вот предложили так-то и так-то… Скажи мне, мол, ты вообще сам уволился или тебя «попросили»?». Так-то по-человечески, вообще-то. Что там, но это всё дует ветер со стороны Гайдаша и Бородкина, они ходят с широкой грудью по городу, а на самом деле…


Тогда я и принял для себя решение покинуть "Таврию". Я понял, что я в этой команде не могу находиться, меня не надо было даже увольнять, уверен, они бы подумали это сделать хотя бы потому, что я свое мнение высказывал им в глаза. Я собрал вещи и сказал: «Наше сердце в Украине», чем могли, мы искренне помогли. У нас растут дети, мы должны дать им будущее и искреннее будущее. Пускай, сейчас Украине тяжело, но мы будем стараться, мы были там с нашим народом. Но в какой-то момент люди начали переобуваться, и, извините за выражение, но я в эту… не играю! В Крыму изменилось очень многое, люди изменились. Знаете, всегда нужно время для адаптации, чтобы многое прочувствовать. Я больше не мог там находиться. Один раз я пришел домой, стукнул кулаком по столу и сказал, что мы уезжаем отсюда. Сейчас живем под Киевом и возим сына каждый день на тренировки за 30 км от дома. В наше время ведь дети растут с компьютерами, их надо выгонять на улицы играть в футбол с друзьями.


Яркий пример из футбольной жизни Крыма. В Евпатории есть своя команда, спортивный директор там некий Александр Яцун. Моему другу Тараблину на сегодняшний день он в игорном бизнесе деньги должен, его в заведения не пускают никуда, потому, что он всем должен! Зато в Евпатории он стал спортивным директором. Вы понимаете, в этом и есть вся грязь крымского футбола. Мы с Осиповым настолько разочаровались в людях, которым доверяли.


Политика ужасная… Один мой друг, который должен был участвовать во всех этих распитиях, кормил судей в своем ресторане, когда они приезжали! Я называю вещи своими именами, а у него, между прочим, тоже сын маленький занимается, тоже во благо своего ребенка он это делал, помогал.


- Когда началось всё это присоединение «Таврия» и еще несколько крымских клубов посчитало нужным играть в России, они захотели идти туда, почему? Кто вообще принял это решение?


- Я скажу, то что я лично видел. Может, большинство и хотели играть в украинской лиге, но то, что произошло на территории Крыма, те органы, которые следили за этим всем не позволяли им признать это. Люди, хотевшие проявить инициативу, не могли дать жизнь этой идее. Не потому, что они такие плохие и захотели играть в России, а ради своих детей, ради будущего футбола ситуация вынудила идти на это. Это хорошо, что у меня хватило духа, и я вовремя уехал… Я считаю, что трезво оценить нынешнюю ситуацию в Крыму, собрать вещи и уехать, может не каждый.


- Вы ведь не крымчанин, как оказались в этой среде?


- Расскажу. Я приехал туда за год, когда Крым был украинским… У меня жена крымчанка, кстати, они лучшие подруги с женой Желько Любеновича. А с ним мы уже кумовья. Так вот, я даже ходил на матчи той "Таврии", которой руководил Бойцан. Однако я не имел никакого отношения к той команде, только общался с Куницыным, сыном нашего Куницына, и дружим до сих пор.


Как только меня туда пригласили, первую неделю я проработал начальником команды, а потом перешел в селекционный отдел, потому, что я считаю, что это и есть моя среда. В свое время я работал в разных клубах и многое повидал, в том числе академии им. Добровольского, где был пять лет спортивным директором, в ФК Видное, где отвечал за селекцию. С моим коллективом мы нашли таких ребят, как Роман Широков, Ильшат Файзулин, Некрасов, Черников... Кстати, Рома Широков начинал в ЦСКА, а «армейцы» не поверили в него и выкинули на улицу. Мы этого парня раскрыли.


Но когда я там работал, я уже закончил с футболом, по определенным обстоятельствам. Я получил пожизненную дисквалификацию, ударив бывшего министра обороны России бутылкой по голове и став национальным героем Республики Дагестан, я полгода был в уголовном розыске. Кстати, и по сегодняшний день на форуме судейского корпуса России мой инцидент разбирают. Но мне очень плохо было, когда я остался без футбола. Долго обходил футбольные площадки, не смотрел матчи, но, в итоге, понял, - жизнь продолжается. Однако о своем поступке я не жалею, я бы ему еще три раза дал бы по голове…


- Когда создавалась новая "Таврия", каким видели этот проект в перспективе? Чего вы желали достичь?


- Я не видел ничего, я, по большому счету, и не собирался туда идти. Меня попросил мой друг: «Толян, помоги, ты ж в России видным был, у тебя серьезные связи, у нас всего три дня». Я пришел только потому, что меня Осипов попросил. Я пришел к своему другу. Никаких перспектив не видел. Но если я уже делаю работу, то делаю её профессионально. А когда уже втянулся, пошел и результат, пошел и вкус.


- "Таврию" тогда хотели перенести в Украину, но не давали этого сделать, почему сейчас случилось так, что клуб переносят в Херсон?


- Прошло время, людям надо было понять и оценить ситуацию. Я скажу даже больше... Настоящие, искренние фанаты Таврии, когда команда заявилась во вторую лигу России под названием ТСК, пришли на первую игру, развернулись спиной и демонстративно покинули стадион, показав, что они не будут больше здесь появляться. Это уже не их команда, не то название, не та история. А "Таврия" не могла носить старое название из-за долгов перед персоналом, футболистами и тренерами. Сегодня, когда клуб получил свое историческое название, они вернулись на стадион. И они уже сейчас готовы ехать в Херсон, я уверяю вас, на ту "Таврию", поддерживать родную команду, в которой будут работать люди, имеющие хоть какое-то отношение к клубу. Им будет намного приятнее приезжать в Херсон и болеть именно за украинскую "Таврию", а не за ТСК Гайдаша и Бородкина.


Собственно, ТСК останется там, где оно есть. А у нас тут будет та "Таврия", которая играла в Украине. Насколько понимаю философию Куницына, который это всё пытается создать, он хочет возродить те традиции, которыми обжилась "Таврия" за столько лет. Если же попробует возродить команду в Крыму, ему этого не позволят.


- То есть, по сути, неудачная копия "Таврии", которая сейчас находится в Крыму - ТСК, носит историю того клуба, играет на его стадионе. А старую, добрую "Таврию" хотят возродить в Херсоне. Не будет ли абсурдно, что два клуба приписывают себе одну и ту же историю и фактически носят одно название? Какая же из этих команд будет настоящей "Таврией"?


- Я считаю, что ею будет та команда, которая переносится сейчас в Херсон. Потому что тот клуб, который находится сейчас в Крыму – ерунда. Жалко только там людей, которые являются заложниками ситуации.


- Бывало такое, что болельщики "Таврии", которые поддерживали Украину, приезжали на стадион с украинской символикой? И как к ним относились?


- Уже нет. Раньше проскакивали такие случаи, причем частенько. О последствиях сказать не могу, знаю что бывали различные потасовки после матчей из-за политических разногласий народа… На сегодняшний день никто не станет вывешивать украинский флаг, даже если очень хотят. Просто люди бояться вмешательств ФСБ или других конфликтов.


Анатолий Мынзу: В Крыму на стадион с украинской символикой никто не ходит - люди боятся ФСБ - изображение 2


- Таврия, которая будет в Херсоне, она будет называться "Таврия-Херсон"? Или "Таврия-Симферополь"?


- Вот этого я не знаю, как они там решат. Я думаю, что как бы она не называлась, все люди, которые не дураки, понимают, что это та Таврия - это украинская Таврия, это первый чемпион, это обладатель Кубка Украины.


- Известно, когда новая "Таврия" будет создана?


- Я так понимаю, что дают год на бумажные дела, думаю, что со следующего сезона она возродиться.


- Как вы считаете, с чего она начнет, со Второй Лиги?


- В последнее время я много читал об этих замыслах. Вроде как, хотят поставить ее в Премьер-Лигу, но как оно будет… Там же должен быть и стадион соответствующий и подбор игроков должен быть. Я считаю, что команда должна начать с чего-то. Пускай, не со Второй, так с Первой Лиги. Чтобы она год отбилась, набрала людей, набрала менеджеров, и поднялась в высшую лигу.


- Сейчас в УЕФА согласились дать эти деньги "Таврии" на строительство в Херсоне, как вы считаете, это правильное решение?


- Да, это самая ближняя точка к Крыму. Легче будет добираться болельщикам, которые действительно хотят приехать на футбол. Знаете, а ведь Херсон даже пахнет Крымом... Я считаю, что это правильно. Знаю очень много людей, которые играли в Таврии и сейчас живут в Херсоне, либо же рядом с ним. Так что, я полностью поддерживаю такой ход.


Андрей Шахов (Junior)