3 вересня 2015 10:09

Бека ВАЧИБЕРАДЗЕ: "С детства влюблен в Примеру"

Михаил СПИВАКОВСКИЙ


Нашего полку в Севилье прибыло! После того, как одноименный клуб испанской примеры пополнили Евгений Коноплянка и Василий Швед полноценный контракт с «Бетисом» подписал теперь уже экс-капитан дошедшего до финала юношеской Лиги чемпионов «Шахтера» (U-19) Бека Вачиберадзе.
Мой первый вопрос не по годам рассудительному уроженцу Кутаиси касался главного: как так получилось, что человек, которому еще этим летом прочили стабильное место под основой донецкого клуба, получил статус свободного агента?

– Когда я переезжал в Донецк, позиция была простой: я достался «Шахтеру» бесплатно, и мы договорились, что если я подойду первой команде, то останусь в клубе, ну а если нет – также бесплатно уйду. И вот закончился мой контракт, предложения перейти в первую команду не поступило, а оставаться во второй – особого смысла я не видел.

В общем, подписывать новый контракт не стал, после чего у меня отобрали капитанскую повязку. Сложилась не самая приятная ситуация, и вся моя семья, которая находится в Грузии, очень переживала по поводу моего будущего. Выход оставался только один – искать новый клуб. Чем, собственно, и занялся мой менеджер Андрей Головаш.


– Ваш приятель и экс-партнер по юношеской команде «Шахтера» Виктор Коваленко сегодня все чаще появляется в основном составе команды Мирчи Луческу. Не кажется странным, что ваши пути-дорожки так резко разошлись?
– Наверное, у каждого своя судьба. Но как бы то ни было, я искренне рад за Витю. Если в него верит тренер, то совершенно очевидно, что для него есть резон продолжать карьеру в «Шахтере».

– В какой момент вы твердо решили, что продолжите карьеру именно за рубежом? И почему в качестве основного вектора была выбрана Испания?
– Я думаю, что каждый футболист мечтает поиграть на высоком уровне, в сильном чемпионате. Я – естественно, не исключение. Что же касается испанского футбола, то в него я был влюблен с детства. Примера всегда нравилась мне больше других европейских чемпионатов. Наблюдая за манерой игры испанских лидеров, всегда чувствовал – это мое!

– Правда ли, что вами интересовались такие европейские гранды как «Порту» и «Челси»?
– Этот вопрос лучше задать моему менеджеру, хотя теперь это не особо актуально. В «Бетисе» мне нравятся и отношение к себе, и обстановка. Судя по первым дням в Севилье, я понимаю, что выбор был сделан правильный.

– В середине августа СМИ сообщили о том, что вас уже подписал «Реал Сосьедад». Как появилась такая «утка»?
– Насколько я знаю, разговор о «Сосьедаде» не велся никогда. Поэтому прокомментировать эту информацию я никак не могу.

– Но о контракте с «Бетисом» уже можно говорить как о вполне свершившемся факте?
– Да, подписано личное соглашение, получены все документы, оформлено право на работу и проживание. Так что теперь осталось только одно – побыстрее выучить язык.

МЕНЯ НИЧЕГО НЕ ПУГАЕТ

Судя по последним товарищеским и официальным матчам, ваш новый клуб переживает некоторый игровой кризис…
– Мне сложно комментировать, есть ли в «Бетисе» кризис, но я не думаю, что все так плохо. В первой календарной игре сезона команда сыграла вничью с «Вильярреалом» – 1:1, но гости забили свой мяч из чистейшего положения вне игры. Ну а с «Реалом» на «Сантьяго Бернабеу» (в Мадриде севильцы проиграли 0:5. – Прим. М.С.) кризис, думаю, ожидает практически любую команду. Так что в нашем клубе никакой паники не наблюдается. Команда тренируется, а тренеры ожидают возвращения травмированных игроков.

– Успели ли вы уже познакомиться и обсудить свое будущее с наставником клуба Пепе Меи? Или я немного опережаю события?
– В «Севилье» я всего пять дней, плюс – в последнем туре команда играла на выезде. Так что пока из числа руководителей «Бетиса» я успел познакомиться только с президентом и спортивным директором.

– Кого из звезд «зелено-белых» помните по телевизионным трансляциям юности?
– Голландца Рафаэля ван дер Варта и экс-игрока сборной Испании Хоакина.

– С украинцами из «Севильи» знакомы?
– Да, я неплохо знаю Марьяна Шведа. А вот Евгения Коноплянку – только заочно, по его ярким выступлениям за «Днепр». Оба тоже не так давно в Испании, посмотрим: может, получится увидеться.

– Вы сами сказали, что в какой-то степени на отъезд за рубеж вас вдохновил пример Владлена Юрченко, перебравшегося в «Байер». Однако в основном составе клуба украинец пока, увы, играет редко. Вас подобная перспектива не пугает?
– Меня ничего не пугает. А Юрченко играет в команде, которая не так давно обыграла «Шахтер» со счетом 4:0. Уровень конкуренции в Западной Европе совершенно другой, здесь это ощущается сразу. Тот же Коноплянка пока выходит только на замену. Ну а я верю в свои силы, ведь и «Бетис», конечно, не «Байер», так что, уверен, шанс у меня будет. Нужно немного время для адаптации. В данный момент остро чувствую, что мне очень не хватает знания языка. Вот этим и займусь едва ли не в первую очередь.

КРИВЕНЦОВ ЕЩЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ

– Вернемся в прошлое. В футбол вас привели мощные отцовские гены?
– Можно сказать и так, папа играл на позиции левого нападающего в кутаисском «Торпедо» (Заза Вачиберадзе дважды становился чемпионом Грузии. – Прим. М.С.). Он всегда дает мне полезные советы, и я стараюсь внимательно к ним прислушиваться.

– Кто из грузинских игроков был кумиром вашего детства?
– Наверное, Георгий Кинкладзе, который выступал примерно в том же амплуа, что и я, и оставил яркий след своей игрой в АПЛ.

– Действительно ли вашим первым клубом в Украине был «Черноморец»? Кто присмотрел вас в Грузии?
– Никто не присматривал. Просто мы с семьей переехали жить в Ильичевск, а оттуда уже рукой подать до Одессы.

– В школе «Черноморца» вас тренировали Виктор Сахно и Вячеслав Терещенко: оба в прошлом – неплохие форварды. Действительно ли и вас нередко использовали именно в атаке?
– Да, я в Одессе я был чистым нападающим, но вот в «Шахтере» меня решили переквалифицировать.

– В Донецке вам довелось плотно поработать с Валерием Кривенцовым. Как вы оцениваете его тренерские перспективы, какие качества отличают его как специалиста?
– Кривенцов – очень хороший тренер и человек. Он умеет найти общий язык с футболистами. И я уверен, что рано или поздно Валерий Сергеевич будет работать на самом высоком уровне.

– Самый красивый мяч в вашей карьере – гол, забитый в ворота юношеской сборной Италии мощнейшим ударом в «девятку» метров с двадцати пяти?
– Возможно. Но были и другие красивые голы. Теперь жду важных. (Улыбается).

– Вы сами позиционируете себя, как опорный хавбек, или все же являетесь полузащитником с более обширным арсеналом тактических действий?
– Я считаю, что должен значительно больше играть на атаку, чем мне это разрешали в «Шахтере».

НУЖНО БОЛЬШЕ ИГРАТЬ НА АТАКУ

– По своей фактуре вы прекрасно смотрелись бы в «Барселоне» Хосепа Гвардьолы. Ваши антропометрические данные не смущают тренеров, предпочитающих атлетичный футбол с обилием верховой борьбы и единоборств?
– В Испании много игроков моего типа – Иньеста, Хави, тот же Месси... Наверное, в футболе есть что-то более важное, чем рост и вес (у 19-летнего Вачиберадзе эти параметры сейчас составляют 171 см и 70 кг. – Прим. М.С.).

– Где-то прочитал, что по своему типажу вы напоминаете испанца Санти Касорлу. Нравится ли вам такое сравнения и, возможно, вам приходилось слышать другие – более точные?
– Мне тяжело сказать, на кого я похож. Со стороны, наверное, виднее.

– Вы слыли специалистом по стандартным положениям: в частности, пенальти. Более того, в сборной у вас был опыт успешного подхода к «точке» после нереализованного 11-метрового. С каким чувством исполняете пенальти?
– Особых чувств нет. Я знаю, что умею это делать, поэтому и берусь за «стандарты».

– Можете назвать сторону своей игры, которая нуждается в совершенствовании больше остальных?
– Наверное, сейчас мне нужно больше добавить игры вперед, а не поперек или назад. В общем, больше играть на атаку.

– Сегодня в прессе много говорят о возможном переезде за рубеж еще одного вашего бывшего партнера по юношеской команде «Шахтера» – нападающего Василия Штандера. Как полагаете, он готов играть за рубежом?
– Мне еще рано давать оценки способностям и поступкам Штандера. Я не считаю себя звездой, хорошо понимаю, что мне самому нужно еще многому научиться и узнать. И только потом оценивать перспективу других футболистов.