21 серпня 2015 13:50

Сергей ВАЛЯЕВ: "Надеюсь, Маркевич зла на меня не держит"

Юрий ОСТРОУМОВ


Проведя в чемпионате Украины 285 поединков, Сергей Валяев совсем немного не дотянул до гроссмейстерской отметки в 300 матчей. Отпраздновать юбилей он очень хотел, но был вынужден завершить карьеру.


Впрочем, окончательно расставаться с игрой миллионов экс-хавбек «Днепра» и «Металлиста» не собирается. Но свое новое место в футболе он еще не нашел.


– Сергей, как тебе живется без футбола?

– Не могу сказать, что я остался совсем без футбола. Я живу практически в двух городах – Харькове и Днепропетровске. Периодически посещаю матчи «Днепра», «Металлиста», «Гелиоса». Признаюсь честно: очень тяжело находиться в атмосфере настоящих футбольных матчей, но все время быть на трибуне. Эмоций от игры, адреналина, процесса подготовки к поединкам – всего этого не хватает. Возможно, именно по этой причине я крайне редко смотрю матчи по телевизору. Футбол – часть моей жизни, и у меня еще нет осознания того, что карьера завершена. Во мне до сих пор все кипит.


– Может, есть ощущение, что бутсы повешены на гвоздь не окончательно?

– Нет, уже окончательно. По крайней мере, это касается большого футбола. Я продолжаю бегать, тренируюсь, поддерживаю форму, в Харькове играю за одну из ветеранских команд. Желания продолжать карьеру было море, глаза горели, но организм уже не выдерживал. Наверное, свой запас физической прочности я все-таки исчерпал.


– А предложения поступали?

– Предлагали выступать в первой лиге, но в этом я не видел смысла, а из команды Премьер-лиги приглашение я бы вряд ли получил, ведь уже долго нахожусь без игровой практики. Возможно, будь я в тонусе и с хорошей игровой практикой, то поиграл бы еще где-то.


– Почему у тебя такое отношение к первой лиге, ведь в «Гелиосе» – твоей последней команде – ты вроде бы ни в чем плохом замешан не был?

– Ничего плохого о «Гелиосе» я сказать не могу. Я сознательно подписал с этим клубом контракт только на первую часть сезона-2013/2014, затем хотел продолжить карьеру в Премьер-лиге, но не получилось. В проведенных матчах старался помогать, как мог, играл добросовестно. Но в 35 лет не видел для себя какой-то перспективы в дальнейших выступлениях в первой лиге и не хотел портить свое здоровье еще сильнее. Там футбола меньше, зато в избытке борьбы, стыков и вновь борьбы. Однако не скажу, что в первой лиге играть проще и легче, даже наоборот.


– Ты говоришь, что живешь в двух городах – Харькове и Днепропетровске. А где все-таки твой дом?

– И там, и там (улыбается). Я везде чувствую себя комфортно. В Днепропетровске живут мои родители. Родом-то я из Макеевки, сейчас пришлось их оттуда забрать. А дочка учится в школе в Харькове.


– По местам, где прошли детство и юность, скучаешь?

– Сильно. В Макеевке я не был уже больше года, и когда смогу там побывать вновь, не знаю. Осталось там достаточно знакомых, друзей, встречи с которыми были для меня приятны. Очень хочется, чтобы ситуация как можно скорее нормализовалась и туда вернулся мир.


– А где сейчас твой брат Юра, который в свое время играл за «Нефтяник-Укрнафту», «Александрию», «Олимпик»?

– Юра живет в Запорожской области, откуда родом его жена. В свое время он получил серьезную травму, и в 30 лет ему пришлось завершить футбольную карьеру.


– Сергей, в твоей карьере были две большие команды – «Днепр» и «Металлист». Какая из них для тебя роднее?

– Они мне обе как родные. Узнают меня чаще все же в Харькове. Правда, не забывают и в Днепропетровске. Это неудивительно, ведь в «Днепре» я за восемь лет

провел в чемпионате Украины порядка ста матчей, а в «Металлисте» за семь лет отыграл около двухсот.


– Решение завершить активные выступления — не из простых. Было сложно его принять?

– Скажу откровенно: я не хотел заканчивать карьеру, так сложилось.


– Нет сожаления, что завершил выступления без последнего прощального матча, к примеру, в «Металлисте»?

– Я никогда не считал себя великим и звездным игроком. Я не становился с «Металлистом» чемпионом страны, не выигрывал Кубок Украины. Да, были бронзовые медали. Но, повторюсь, я не считаю себя такой уж великой персоной, чтобы проводить подобные матчи. Хотя замечу, что в этом плане мне очень импонируют «Днепр», «Шахтер» и «Динамо». В этих клубах всегда ценили и ценят людей, которые много лет верой и правдой им служили. Можно взять «Динамо». В его структуре – различные команды, детская академия, в которых работает много бывших игроков, и все они продолжают приносить пользу клубу. В «Металлисте» такого, к сожалению, нет. Скажу больше: закончив карьеру, я понял, кто мой друг, кто – враг, а кто – просто так.


– Ты себя видишь на тренерской скамейке?

– У меня уже есть тренерская лицензия «С». Я стал ее обладателем полгода назад. После этого сразу же пошел на курсы для получения лицензий «В» и «А». Позади уже две сессии, обучение проходит интересно. Когда ты видишь футбол изнутри, как футболист, то это одно, а с тренерской скамьи все выглядит по-другому, открываешь для себя игру с совершенно иной стороны. Бизнесмен из меня никакой, тут даже нечего пробовать. А в футболе я 25 лет, поэтому хочется в нем остаться и дальше. Очень рад за тех ребят, которые еще недавно играли, а сегодня уже являются наставниками своих команд. Это и Ребров, и Мазяр, и Бабич, и Санжар.


– Смог бы прямо сейчас возглавить какую-то команду?

– Непростой вопрос. Наверное, все же нет, так как для этого необходим хоть какой-то опыт работы помощником наставника. У меня его еще нет, но я готов его получить.


– Кто из тренеров, под руководством которых тебе доводилось играть, оказал наибольшее влияние на твое футбольное мировоззрение?

– Наверное, все понемногу. Кучеревский умел удивительным образом перед самой ответственной игрой раскрепостить коллектив. Для меня было в диковинку то, что ребята перед матчем могли у него на установке смеяться. Тищенко делал ставку на физическую подготовку. Кучук много внимания уделял стратегии и тактике. Когда я попал в киевский «Арсенал», долгое время не мог понять, где я оказался. Маркевич – сильный тренер-психолог. Он знает, как найти подход к любому футболисту. Я ему благодарен за то, что в свое время он поверил в меня и дал шанс заиграть практически заново.


– Когда ты выступал в «Металлисте», в клубе стали отдавать предпочтение латиноамериканским исполнителям. Как ты считаешь, это была дань моде или же только футболисты из-за океана могли воплотить в жизнь игровые замыслы Маркевича?

– Легионеры повышают качество нашего чемпионата. Будучи игроком, я сам старался брать лучшее у бразильцев и аргентинцев. Но так получилось, что пересекаться с ними я стал ближе к 30-ти годам. Личный игровой стиль у меня к тому времени уже был сформирован. Сильно менять его было невозможно, только в мелочах.


– Иностранцы должны доминировать?

– Ни в коем случае. Надо как в Европе: легионеры должны быть лучше своих. Если же они ни в чем местным игрокам не уступают, то выбирать нужно своих. Но, увы, у нас так происходило не всегда.


Были бы возможны успехи «Металлиста» в Лиге Европы без легионеров?

– Однозначно, нет. Мне сложно представить ту команду без, скажем, Клейтона Шавьера, Эдмара или же Девича. А ведь за «Металлист» выступали когда-то еще и Обрадович, Ганчаржик...


– Ты упомянул о «Металлисте», скажем так, раннего расцвета, «Металлисте», который в последнем розыгрыше Кубка УЕФА, в сезоне-2008/2009, уступил в 1/8-й «Динамо».

– Да, согласен. Однако для меня именно та команда была эталоном. Считаю, тогда лишь стечение обстоятельств помешало пройти киевлян. Тот коллектив был на порядок лучше команды образца весны 2012 года, когда в четвертьфинале Лиги Европы случилось поражение от «Спортинга».


– Кстати, в том розыгрыше «Металлист» фантастическим образом прошел «Олимпиакос». После 0:1 дома в Греции была одержана победа—2:1. Эмоции испытали сильные?


– С той поры прошло три года, а их до сих пор сложно передать словами. Это был исторический для клуба момент. В нас после первого матча никто не верил, но мы бились до последнего и сделали невозможное.


– Правда ли, что Александр Ярославский после победы над греками расщедрился на какие-то фантастические премиальные?

– Не могу об этом сказать что-то конкретное. В еврокубковых матчах я не был игроком основного состава, а премиальные получали только выходившие в «старте». По-моему, было именно так.


– Период Ярославского, Маркевича и Красникова – «золотая эра» в жизни харьковского клуба?

– История свидетельствует, что именно так и было. Это мечта любого клуба, чтобы в нем были такие президент, главный тренер и спортивный директор. Ярославский, Маркевич и Красников отлично дополняли друг друга. Но, к сожалению, в нашем футболе не все решается только на поле.


– «Металлист» из года в год ставил перед собой честолюбивые планы, улучшал результаты в Европе, но в Украине только в последний успешный сезон в своей новейшей истории смог взять серебряные медали. Не обидно?

– Можно вспомнить те времена, когда бронза для Харькова была настоящим счастьем. Видишь, как изменились взгляды на успехи команды (смеется)? Но это нормально! Всегда нужно стремиться к лучшему. Мне очень понравились слова Срны на тренерских курсах, когда он сказал, что всегда помнят и будут помнить только чемпионов. К сожалению, «Металлисту» дотянуться до вершины не удалось. Увы.


– Когда ты почувствовал, что карьера в «Металлисте» близится к завершению, не возникло желания податься куда-то за границу?

– Ни малейшего. За годы карьеры понял, что если и уезжать за рубеж, то только в молодом возрасте, когда становление как игрока и человека еще идет. Я – человек домашний. Меня даже на двухнедельных сборах нереально тянуло домой, к семье, на родину. Вряд ли бы я смог играть где-то, кроме Украины.


– А какой-то из европейских чемпионатов тебе нравится?

– Не скажу, что настолько пристально слежу за европейским футболом, чтобы быть в нем гуру. Всегда импонировала английская Премьер-лига. У нее есть свой особый шарм, дух. Рад, что мне посчастливилось сыграть в Ливерпуле против «Эвертона» в 2008 году. Затем я в составе сборной Украины на «Уэмбли» встречался со сборной Англии. Это были незабываемые матчи.


– В Англии смог бы играть?

– Смог или не смог – это не вопрос. Другое дело, что мне хотелось бы попробовать свои силы в этом чемпионате.


– Упомянутый поединок в Лондоне стал одним из трех твоих матчей в форме сборной Украины. Показатель небольшой, будем откровенны. Как-никак, в чемпионате Украины на твоем счету почти 300 игр.

– Матчей за сборную могло быть и больше. Когда Мирон Маркевич в 2010 году возглавил сборную Украины, он приглашал меня, говорил, что рассчитывает на мою помощь. К сожалению, тогда я был вынужден ему отказать. У меня довольно-таки специфический организм в плане восстановления, так как я не отличаюсь каким-то гладиаторским здоровьем. Хотел ли я играть в национальной команде? Очень хотел. Но прекрасно понимал, что в 32 года уже не смогу полноценно проявлять себя и в клубе, и в сборной. Я постарался донести это до Богдановича и убедить его в том, что буду полезнее «Металлисту». Надеюсь, за тот поступок он зла на меня не держит.


Газета «Команда»