9 серпня 2015 12:45
4

Российский журналист: "Ярмоленко родился в Ленинграде? Да кто об этом помнит?"

Авторитетный российский журналист Алексей Павлюченко не скрывает своих симпатий к нашей стране.


Я не раз видел его в Киеве на домашних матчах «Динамо», перелистывал интервью Алексея в украинских СМИ. Признаться честно, считал его чудаком – он работал и продолжает трудиться на хорошей должности в серьезном питерском издании, но к «Зениту» равнодушен, зато, когда речь заходит за киевское «Динамо», от равнодушия не остается и следа. Он приехал в Киев впервые за два года. И хотя пробыл в столице Украины всего несколько часов, нам этого хватило для мужского разговора. В откровенной беседе редактор отдела «Футбол» российской газеты «Спорт день за днем» Алексей Павлюченко рассказал, как относится к нынешним событиям в Украине, оценил разницу в менталитетах руководства киевского «Динамо» и «Зенита» и подсчитал, сколько интервью он сделал с Анатолием Тимощуком во время пребывания полузащитника сборной Украины в Санкт-Петербурге.


Снимаю шляпу перед украинцами

- Алексей, видел как вы выставили фото в фейсбуке. Рабочее место, на стене – флаг Украины. Удивительно как для жителя Ленинграда – Санкт-Петербурга! Откуда такая любовь к нашей стране?

- Я не большой сторонник выражать свои мысли через социальные сети. Более того, я не медийная и не публичная, как многие журналисты, персона. И никогда уже таковым не буду. Полагаю, многие, прочитав интервью, спросят: «А кто это вообще такой?». Просто в данном случае, флаг – поддержка украинцев! Современные технологии диктуют свои права. Кстати, почему удивительно? У нас, в отделе футбола, вывешены флаги… Португалии и Белоруссии, много чешской и испанской символики. Жовто-блакитные цвета висели у меня задолго до печальных событий. А флаг, не поверите, мне подарили на день рождения коллеги по отделу футбола несколько лет назад. Любовь к Украине? Позвольте, не раскрывать эту тему. Она сугубо личная.

- В своем генеалогическом древе копались? Фамилия у вас ведь украинская…

- Мой дед родился в украинском Ворошиловграде-Луганске, приехал то ли учиться, то ли работать в Ленинград, там и остался.

- Как коллеги по работе реагируют на ваше отношение к Украине? Украинофилом или украиноманом тебя не называют?

- Еще «хохлом» или «майданутым»… Не слышал ни разу в свой адрес. Хотя допускаю, что, может быть, кто-то так думает…

- Сало едите? Его без проблем можно купить в Питере или сейчас оно исчезло с прилавков, как когда-то грузинские вина?

- В этой жизни я уже не удивлюсь ничему, но на сало пока рука мудрых представителей Роспотребнадзора не поднялась. Вот только у меня роман с салом не складывается. «Зайва вага» всему помеха. При малоподвижном образе жизни – сало будет явным перебором. Грузинские вина на прилавки вроде бы вернулись, однако несколько лет назад приходилось их вывозить из Украины. Мой отец, к сожалению, уже покойный, был большим гурманом и ценителем этого божественного напитка. Не забуду перелет из Донецка в Москву. Поленился хорошо запаковать… И выплывает моя сумка в Домодедово, а за ней тянется шлейф… из «Киндзмараули». Говорят, вино это очень любил один из советских вождей. Грузин. Полагаю, для него доставка не была такой обременительной. В квартире еще неделю выветривался букет «Киндзмараули». Домашние восприняли ситуацию с юмором. Однако больше всего жаль, что пострадала книга известного украинского журналиста Марка Левицкого.

- Кто-то из ваших коллег верит, что в Славянске в прошлом году украинские военные устроили показательную казнь трехлетнего ребенка? И не возмущают ли вас подобные сюжеты с федеральных российских телеканалов? Не бывает ли стыдно за свою родную страну?

- В Славянске, между прочим, живет двоюродная сестра моей жены. Поэтому нет большого желания обсуждать этот бред! Сразу расставлю акценты. Более полутора лет я не смотрю российские федеральные каналы. Только футбол и аналитические программы. Какую-то информацию могу черпать лишь из интернета. Более того, украинскую тему в моем присутствии, по крайней мере, никто не поднимает.
Не так давно я побывал в Израиле. И вспомнил на Земле Обетованной цитату поэта Игоря Губермана, более четверти века проживающего в Иерусалиме, а до этого познавшего все «прелести» советской жизни – гонения, нары, поселение… Говорил Игорь Миронович примерно так: «За Израиль я всегда испытываю боль и гордость, а за Россию – боль и стыд…».

- Это вы придумали перл-объявление «Меняют трех рабов на одну молодую рабыню» после очередного сюжета российских телеканалах о сепаратистах, которых в Украине превращают в рабов и торгуют ими?

- Я не знаю, кто придумывает перлы. Полагаю, они идут из народа. Вообще я снимаю шляпу перед украинцами, которых даже в такой ситуации не покидает чувство юмора. Видел, как на одной из маршруток в Днепропетровске появилось объявление: «С рабами не заходить».
Меня цеплял «Зенит» с Вернидубом и Максимюком

- Помните свой первый вояж в Украину?

- Это был, кажется, 1981-й или 1982-й год. Мы отдыхали в Черкасской области. Тогда же я впервые побывал в Киеве. Помню, приобрел одну из книг Олега Блохина, по которой позже писал школьное сочинение. Учительница слегка обалдела. Вроде бы «все нормальные дети» исследуют литературное творчество Леонида Ильича Брежнева (кажется, «Малая земля», «Целина», «Возрождение»), а тут – какой-то Блохин. Когда начал сам зарабатывать деньги, а работать пошел с 17-ти лет, ездил в Киев на матчи «Динамо», это было еще при Союзе. Потом в жизни, как и у многих, случился провал. Денег не всегда хватало не то, чтобы на поездку в Украину, а элементарно на хлеб… К счастью, последние десять лет, исключительно благодаря работе в «Спорте День за Днем», появилась возможность регулярно посещать Украину.


- С какого года болеете за «Динамо»? Кто был и является любимым игроком?

- Назову точную дату: с 13 ноября 1980 года. Получается, осенью, если дотяну, конечно, – стукнет уже 35 лет. Я помню разные периоды в истории киевского «Динамо». Блохин для многих мальчишек в СССР был кумиром, но мне больше нравилась игра Леонида Буряка, позже – Павла Яковенко, уже во времена независимой Украины – Андрея Гусина. Но главный и единственный человек для меня – это Валерий Васильевич Лобановский. Думаю, если бы я не впитывал, как губка, все что он делал для футбола, то не стал бы тем, как являюсь сейчас. Прошу прощения, за излишний пафос, чего сам абсолютно не терплю в людях.

- С кем держите контакт из нынешнего руководства «Динамо»?

- С тех пор, как в клубе работает Резо Чохонелидзе – постоянно общаемся с генеральным директором. Полагаю, мало кто знает, что до Милана он играл в ленинградском «Динамо», заканчивал ВШТ в Москве. Была забавная история. Опубликовал я не так давно фотографии питерского «Динамо» начала 1980-х. Звонит Резо и смеется: «Представляете, подходили ко мне Ярмоленко и Хачериди, Сидорчук и Рыбалка и спрашивали: «А вы что, тоже в футбол играли?». На мой взгляд, Резо в «Динамо» – буфер между президентом, главным тренером, футболистами, персоналом. В том же «Зените» такого человека просто нет. Неоднократно общался и с президентом клуба Игорем Суркисом. Чаще в телефонном режиме. Но когда встречались на базе в Конче-Заспе или во дворике на стадионе «Динамо» Игорь Михайлович спокойно отвечал на вопросы. Там же, на «Динамо», когда-то поговорил и с нынешним вице-президентом УЕФА Григорием Суркисом. Человек остановился, выслушал, пожал руку. Вспоминаю, в подобной ситуации задал профессиональный вопрос президенту «Зениту», посмотревшего словно в пустоту и прошагавшего мимо. Понятно, что на пятом десятке лет я абсолютно без эмоций реагирую на такие поступки. У каждого свой подход к журналистам, никаких проблем.


И чтобы закольцевать эту тему, позволю упомянуть еще одного человека из менеджмента «Динамо». Ныне – вице-президента клуба Алексея Семененко. В 2008-м на московский финал Лиги чемпионов мне нужно было аккредитоваться от украинского СМИ. Парадокс?! Ситуации бывают разные. Прошел процедуру на сайте УЕФА. И получил подтверждение, чему, признаться, был искренне удивлен. Позже выяснилось, что пресс-офицер УЕФА Мамука Кварацхелия обратился к Семененко (на тот момент пресс-атташе «Динамо») с вопросом: «Что это, дескать, за журналист с российской пропиской от украинского СМИ?». Любой бы удивился, послал бы подальше! И только поручительство Алексея Михайловича сняло все вопросы. Помогал мне Семененко и во многих других ситуациях.

- В чем еще есть различия в работе руководства «Зенита» и «Динамо»?

- Тут моя оценка будет субъективной, к тому же я не знаком со всеми нюансами, что в том, что в другом клубе. Поэтому, лишь одно могу отметить. В «Динамо» за последние десять лет заиграли воспитанники клуба или второй команды – Милевский, Алиев, Кравец, Хачериди, Гармаш, Ярмоленко, Рыбалка. Кого-то, возможно, я не назвал. В «Зените» за последние 12 лет не заиграл НИ ОДИН воспитанник петербургского футбола. В этом я вижу существенное различие.
- Какой клуб вам сейчас ближе – «Зенит» или киевское «Динамо»?
- Клуб или команда? Я постоянно вдалбливаю молодым журналистам, что это несколько разные понятия. Но в любом случае, ближе, конечно, «Динамо». «Зенит» – это исключительно работа. И ничего более. Последняя команда, которая меня цепляла – «Зенит» на стыке веков. С Анатолием Федоровичем Бышовцем, Юрием Андреевичем Морозовым. Думаю, многие помнят, тогда «Зенит» в шутку называли «украинским». Юрий Вернидуб, Роман Максимюк, Александр Бабий, Александр Горшков, Александр Спивак, покойный ныне Гена Попович. Ну и, конечно, моя команда – «Зенит» - чемпион 1984 года!

- Когда «Зенит» в рамках группового турнира Лиги чемпионов встречался с «Шахтером», за какую команду болели?


- За красивый футбол. В профессиональном плане поездка в Донецк – единственный раз в пресс-туре с «Зенитом» – получилась очень насыщенной и полезной. «Донбасс-Арена» потрясла, в хорошем смысле. Дай Бог, конечно, «Шахтеру» вернуться домой, сыграть в чемпионате Украины, в Лиге чемпионов. Вот только пока предпосылок к этому я не вижу.

Сказал неслабо в тот вечер Сабо
- В 2007 году после очередного приезда в Киев вы делали интервью с недолгое время работавшим в «Зените» Анатолием Коньковым. Правда, что Коньков в том момент не высоко отзывался об украинском футболе и высказывал горячее желание поработать в России?

- Анатолий Дмитриевич говорил, что обязательно найдет команду в России… Но с того периода никого больше не тренировал. Тем не менее, считаю Конькова – большим футболистом и мне искренне жаль, что он ввязался в авантюру с предыдущей украинской властью.

- Кем были приятно, а кем неприятно удивлены, встретившись в Украине или дозвонившись герою публикации из Питера?

- Чтобы неприятно, такого не вспомню. Расскажу случай из практики. В конце 2006 года появился инсайд, что киевское «Динамо» хочет приобрести хавбека «Спартака» Максима Калиниченко. Рискнул позвонить вице-президенту киевлян Йожефу Сабо. И был шокирован! Йожефович, услышав, что беспокоят из Питера, не дождавшись вопроса выпалил: «Да… мы действительно хотим купить Кержакова!». И дальше выложил массу подробностей. Мол, общались с его отцом, какая трансферная сумма... Представляю, если бы позвонил руководителю подобного ранга в «Зените», в лучшем случае, услышал бы ответ: «Мне странен ваш звонок» и короткие гудки в трубке…

С Йожефом Йожефовичем после этого мы много раз общались в Киеве. В марте поздравил Сабо с 75-летием. Для меня он – легенда советского и украинского футбола! На наших просторах таких людей остались единицы. Кстати! Еще один мэтр – Герман Семенович Зонин – постоянно шлет приветы и Йожефу Йожефовичу, и Михаилу Ивановичу Фоменко. Он же тренировал их в луганской «Заре» в начале 1970-х! Между прочим, Зонину в этом году исполнится 89(!!!) лет, и представьте, он до сих пор приезжает на стадион, живо интересуется всеми событиями. Не пропускает таблицу украинской премьер-лиги: на каком месте идет «Заря»! (в 1972 году Герман Зонин выиграл с «Зарей» чемпионат СССР – прим. Ред.).

- В России есть целый ряд известных спортивных журналистов и комментаторов, которые не скрывают своих симпатий к Украине. Это ваш тезка Андронов, этнический украинец Юрий Дудь, ваш земляк Вадим Федотов. Общаетесь между собой? Может, создадите в Росси свое «украинское журналистское братство»?

- С Юрием я не знаком, с Алексеем один раз общался в Киеве, с Вадимом иногда обсуждаем украинскую тему. Возможно, мои слова вызовут недоверие с той и с другой стороны, но, поверьте, с симпатией к Украине относятся гораздо больше спортивных журналистов в России, чем вы назвали. Надеюсь, никакое Министерство не будет создавать «белых списков» на эту тему?

72 интервью с Тимощуком

- Когда в «Зенит» приехал Тимощук, нашли с ним общий язык?

- Не могу сказать, что близко общался с Толей. Для этого нужно летать с командой, жить в гостиницах, дневать и ночевать на базе. У меня другой профиль работы в «Спорте День за Днем» – каждый день биться за выпуск газеты. Какие-то поездки, которые были раньше, – скорее, исключение из правил. Впрочем, это не помешало в первый приход Тимощука (2007-2009) сделать… 72 интервью с полузащитником сборной Украины для различных российских и украинских СМИ. Если же говорить серьезно, то Анатолий исключительно позитивный и толерантный человек, и остается таким же в непростых реалиях отношений двух стран.


- Когда Тимощук посетил наших раненных в АТО ребят, в России его изрядно полили грязью. Вы написали статью в защиту Анатолия. Руководство газеты по этому поводу не высказывалось?

- Я же не адвокат. О какой защите вы говорите? Тимощуку не нужны защитники. Это была обычная колонка. Никто ничего мне не говорил, а главный редактор поддержал. «Спорт День за Днем» – это не пропагандистское издание, а спортивное. Мне интересно другое, практически никто из СМИ не афишировал, что Анатолий занимался сбором гуманитарной помощи для детишек Донбасса и Луганщины. Это, на мой взгляд, поступок!

- Один из пророссийски настроенных украинских журналистов около года проработал в вашей редакции. Недавно он вернулся в Донецк. Общались с ним?

- Я понимаю, о ком вы спрашиваете. Однако не буду называть фамилию бывшего корреспондента каналов «Футбол» и «Украина». Скажу только, что мы общались исключительно на профессиональные темы. А еще вспоминали футбол прошлого – это вообще мое любимое занятие последнее время. Политинформацию он доносил до других наших журналистов… Пожелал ему и его семье здоровья и удачи.

- Получали ли вы еще какие-то просьбы от украинских журналистов помочь им с трудоустройством в российских СМИ?

- Да, от журналистов из Донецка, перебравшихся в Россию. И я готов помогать адекватным людям, вне зависимости от их позиции. Когда речь идет о семье, о детях, все остальное должно отходить на второй план. Другое дело, я не биржа труда. С рабочими местами на рынке спортивных СМИ в России ситуация не слишком отличается от украинской.

- Не секрет, что владелец вашего Издательского дома – экс-президент «Зенита» Давид Трактовенко. Кто-то считает, что только порядочность этого человека позволяет существовать газете «Спорт день за днем». Согласитесь с этим мнением?

- Сомневаться в порядочности Давида Исааковича это тоже самое, что белое называть черным или наоборот. Это вам подтвердит любой, в том числе в «Зените» периода 2003-2005 годов. Другое дело, инвестиции в медийный проект, на мой взгляд, не терпят сантиментов. Доброжелатели» отводили проекту не более года, максимум полтора… В начале 2016-го Издательскому дому «Спорт День за Днем» исполнится десять лет. Думаю, и мы что-то сделали за этот период. Поверьте, это колоссальный труд группы людей!
Знаете, о чем я больше всего сожалею в профессиональном плане? Была реальная возможность запустить проект «Спорт День за Днем» в Украине. Этим заинтересовался известный менеджер на рынке украинских СМИ Александр Тымчина, нынче, увы, покойный. Почему не срослось? Подробностей я не знаю. Позже шел разговор о создании на нашем сайте кнопки «ua». Понятно, что теперь все это осталось в прошлом.

24 августа мысленно буду с украинцами

- Что можете сказать о выступлении «Динамо» в минувшем сезоне? Стоил ли ждать от подопечных Сергея Реброва подвигов в групповом турнире Лиги чемпионов? Приедете в Киев на один из матчей?

- Резо Чохонелидзе рассказывал мне, что Ребров совершенно иначе ведет тренировочный процесс в «Динамо», чем это происходило при Семине, Газзаеве или Блохине. Другое дело, в Лиге чемпионов все это никак не гарантирует результата. Для главного тренера сейчас наступает непростой период – «синдром второго года». Это как для водителя, когда кажется, что ты уже все умеешь. В этот период по статистике происходит больше всего ДТП. Впрочем, верю, что Сергея Станиславовича эта аллегория обойдет стороной. В Киеве на футболе я не был два года. Однако это никак не связано с событиями в Украине, а исключительно с личными обстоятельствами. Пару недель назад я побывал в Киеве, пусть и транзитом, на несколько часов заскочил из Борисполя в город, это был мощный заряд аккумуляторов. Надежда на будущее! Верю, что осенью появлюсь на «Олимпийском», на каком-то из матчей Лиги чемпионов.

- Ярмоленко нужно уезжать в Западную Европу?

- Однозначно – нужно. Все примеры, когда игроков не отпускали из «золотой клетки» (примеры, не только из динамовской истории) говорят именно об этом. Но как играть без Ярмоленко в Лиге чемпионов? Это вопрос! «Этим вопросом вы же меня наповал бьете», – говорил доктор Груздев в фильме «Место встречи изменить нельзя».

– Своим Ярмоленко не считаете, ведь Андрей родился в Ленинграде?

– Родился в Ленинграде? Я вас умоляю, кроме нас с вами, в Питере об этом знают дай Бог человек десять. Своими я могу считать Ярмоленко, как и других динамовцев, по другим причинам, о которых попытался рассказать в этом интервью.

- Будете отмечать День независимости Украины?

- Я не сторонник внешних эффектов. Покривлю душой, если скажу, что 24 августа буду ходить в вышиванке и пить горилку. Хотя, почему бы и нет? Буду работать, но мысленно останусь в этот день с украинцами. Главное другое, я четко для себя осознаю, что такое Независимость Украины и почему для украинцев – это национальный праздник.

- Как вообще реагируете на нынешние отношения России и Украины?

- На мой взгляд, в каждом ответе я давал понять, как реагирую и главное – кто виноват. Может, сделал это слишком обтекаемо. Хотя сейчас язык Эзопа явно не в моде. Позволю вновь процитировать стишок Игоря Губермана:
Устарел язык Эзопа,
стал прозрачен, как струя,
отовсюду светит зопа,
и не скроешь ни фуя.

- Какой вопрос я вам не задал, но вы бы хотели на него ответить?

- «Зачем мне это все надо?».

– И каким будет ответ?


- Мне задали вопросы, я отвечал. Ответил так, как вижу ситуацию. Никого не пытаясь агитировать или навязывать свое мнение, но я не хочу, чтобы бесцеремонно точку зрения «загружали» мне.


Максим РОЗЕНКО
Прочитал на одном дыхании, не перевелись еще люди.
Отличное интервью!
Человек!
И вправду, в отличие от Андронова или Дудя, Павлюченко не шибко известен у нас, но оказывается интересный дядька.