19 січня 2015 10:11

Владимир ТИМОФЕЕВ: "Игорь Суркис даст фору многим скаутам"

Экономические реалии Украины просто не могли не сказаться и на украинском футболе, где зима - это один из самых «жарких» периодов. Из-за специфики украинской заявочной кампании трансферное окно в нашей стране открыто не один месяц, как в Европе, а до 1 марта, что является благодатной почвой для селекционной работы клубов. Однако ввиду кризиса многое уже изменилось, что отложило свой отпечаток на жизнедеятельности как клубов, так и футболистов. Обо всем этом и не только журналист FootBoom.com пообщался с футбольным агентом Владимиром Тимофеевым.

Мы уверенно катимся в пропасть
- В каком состоянии украинский трансферный рынок вошел в зимнюю трансферную кампанию?
- К сожалению, в плачевном. Задача клубов - сохранить то, что сейчас есть и, по возможности, закрыть проблемные позиции. Притом, как правило, за счет украинцев. «Днепр», «Динамо» и «Шахтер» могут себе позволить точечно усилиться классными игроками, а остальные клубы будут возить из команды в команду одних и тех же украинцев или свободных агентов.
- Можно ли сказать, что в связи с проблемами в некоторых клубах рынок сейчас переполнен доступными и даже относительно квалифицированными футболистами?
- Безработных футболистов на рынке действительно много. Но могу отметить тенденцию, что на рынке появляется достаточно игроков сборных своих стран в статусе свободных агентов, готовых играть за очень приемлемые для Украины деньги.
- А игроки готовы идти на снижение своих зарплатных аппетитов? До кризиса футболисты считались одной из самых «зажиточных» прослоек населения…
- Многим придется это делать, иначе можно остаться без работы.
- Сейчас очень много говорят о том, что клубы переписывают контракты и снижают заработные платы. Насколько распространено это явление? И насколько, зачастую, эти зарплаты снижаются?
- Клубы это делают не от хорошей жизни, так как наш футбол становится менее инвестиционно привлекательным, менее финансово емким. Как следствие, мы уверенно катимся в пропасть, когда все хоть на что-то похожие футболисты разъедутся, а мы будем под вывеской премьер-лиги смотреть футбол уровня чемпионата области и футболисты будут иметь контракты уровня балканских чемпионатов.
Очень яркий пример того, чего хотят видеть болельщики и в каком направлении надо развиваться - вынужденный переезд «Шахтера» во Львов. С одной стороны - команда, где свои хлопцы с родного города, а с другой - качественный футбольный продукт. На играх «Шахтера» посещаемость в разы превосходит посещаемость местной команды. Людей не обманешь, ведь зрители хотят видеть классный футбол.
- Покупная способность клубов также пошатнулась?
- Естественно, бюджеты уменьшились, а зарабатывать наши клубы, за редким исключением, как не умели, так и не умеют. Все, что большинство менеджеров наших клубов умеют - просить деньги у инвестора, а взамен, к сожалению, ничего, кроме красивых футбольных баек, предложить не в состоянии. Это и привело к тому, что желающих инвестировать в футбол становится все меньше, а инвестор - главная движущая сила украинского футбола. Усилия надо направить на то, чтобы сделать наш чемпионат интересным для инвестиций. Найти возможность поощрять, с точки зрения налогового законодательства, людей, которые финансируют футбол.

- С приглашением легионеров дела еще хуже, чем с зарплатами?
- Легионеры должны быть выше за классом местных футболистов и популяризировать наш чемпионат. Можно только приветствовать приглашение таких легионеров, как Срна, Виллиан, Фернандиньо, Ленс, Мбокани. За счет таких игроков растет посещаемость и интерес к украинскому футболу. Но с учетом сложившейся плачевной финансовой ситуацией большинства украинских клубов, думаю, большого количества легионеров ждать не стоит. Наоборот стоит ожидать оттока легионеров из Украины.
- Раньше украинские футболисты не стеснялись ездить на просмотр в российские клубы, подписывать с ними контракты. Сейчас же могу вспомнить лишь два примера - Зубейко и Яковлев. Это больше страх перед общественным мнением или нежелание сотрудничать с российскими клубами?
- Я присоединяюсь к мнению Вячеслава Викторовича Грозного, который в одном из интервью сказал, что противостояние на Донбассе никак нельзя рассматривать, как противостояние украинского и российского народов. На мой взгляд, футбольное сообщество может стать одной из объединяющих сил, способствующих прекращению этих кровавых событий. Но тут дело еще в том, что российский чемпионат богаче, и уровень его на порядок выше нашего. Поэтому не все наши футболисты могут превосходить местных игроков, прежде всего, в мастерстве, что должен делать легионер.
- У вас наверняка есть знакомые в российском футболе. Насколько там поменялось отношение к Украине, украинским игрокам? Или интерес еще присутствует?
- Россияне как мониторили наш чемпионат, так и продолжают это делать. Отношение среди моих знакомых к Украине в худшую сторону не поменялось, скорее наоборот. Скажу больше, что когда в Мариуполе 9 мая произошли трагические события, одними из первых, кто позвонил и предложил помощь мне и моей семье, были футбольные люди Украины, а также ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и россияне.
- Вам не кажется, что российский футбол сейчас столкнулся с теми же реалиями, что и украинский после резкого скачка курса валют?
- Естественно, финансовые проблемы в России отразятся и на футболе. Но в российском футболе больше запас финансовой прочности, а в развитии футбола и финансировании клубов используются также бюджетные средства. Этого, я уверен, не хватает украинскому футболу.
Привлекательный азиатский рынок и пример Португалии
-Какие сейчас перспективные направления для переезда украинских игроков заграницу?
- В последнее время становится все более финансово привлекательным азиатский рынок. Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Сингапур - динамично развиваются. Япония, Китай, Южная Корея - давно системно работают и очень прилично выглядят по условиям оплаты футболистов. Другое дело, смогут ли наши футболисты выдерживать конкуренцию с теми же сербами и хорватами, которые к этому приучены с ранних лет - это вопрос.
- Что скажете про Казахстан и Азербайджан, которые сейчас радушно принимают наших игроков? Там можно расти или лишь доигрывать?
- В этих странах серьезный уровень чемпионата. У нас ложное представление, что там люди не умеют играть в футбол. Это все в далеком прошлом. Там не получится доигрывать, там надо пахать, причем в непростых погодных условиях.
О силе чемпионата Азербайджана говорит и выбор Романа Григорчука. Достаточно посмотреть, кого он пригласил в «Габалу» - это высококвалифицированные футболисты уровня премьер-лиги Украины, которые привлекались в сборную нашей страны.
- С каких пор Азербайджан и Казахстан стали финансово мощнее, нежели 80% украинских клубов?
- В последнее время бюджеты тамошних клубов растут и, естественно, становится больше возможностей создавать качественный продукт, приглашая хороших футболистов и параллельно воспитывая свои кадры.
- На память приходит одна очень интересная программа по переезду молодых игроков в Чехию, созданную вашими коллегами. В частности, Вячеслав Заховайло принимал в ней участие. Насколько нужны теперешней Украине такие программы и насколько наши молодые игроки готовы к таким вызовам?
- Реализация подобных программ - шаг вперед, в духе времени. Уже давно клубы ищут пути интеграции своих лучших игроков в ведущие европейские чемпионаты. Очень характерна в этой связи адаптация латиноамериканцев через Португалию с дальнейшей продажей в более сильные чемпионаты. Клубы за счет реализации подобных проектов очень неплохо зарабатывают.
- Самой главной бедой украинского молодого футболиста считали слишком большую зарплату. Кризис изменил это?
- Я не считаю бедой для талантливого молодого футболиста большую зарплату. Если не будут платить в Украине, будут платить в других странах. Конечно, если футболист стоящий. Кризис изменит только одно: он заставит научиться жестко конкурировать за место в команде, и не просто получать зарплату, а ее зарабатывать на футбольном поле.
- А ведь есть и те, кого все устраивает и главное, чтобы «капало по контракту», а дальше «будет видно»…
- Такой подход «лишь бы капало по контракту» неизбежно приведет к проблемам. Контракт закончится, капать перестанет, а репутация бездельника останется на всю жизнь. Можно привести примеры, когда футболисты с миллионными контрактами выпали из футбола и сейчас пытаются вернуться, играя за пару тысяч долларов. И это не всегда удается…

Основной конкурент Кравца - он сам
- В завершении не могу не спросить уже о ваших подопечных. Как дела у Артема Кравца? В конце прошлого года он чаще начинал на «скамейке», а Мбокани и Теодорчик - сильные конкуренты.
- Кравец, по моему мнению, является самым ценным игроком «Динамо» в осенней части чемпионата. Во многом благодаря его игре «Динамо» сейчас на первом месте. Не каждый способен преодолеть последствие череды тяжелых травм и в 22-х играх забить 11 мячей в таком клубе, как «Динамо», оставшись в начале чемпионата единственным форвардом. Я уже говорил, что основной конкурент Кравца - это он сам, при всем уважении к Мбокани и Теодорчику.
- Слышал несколько историй, что Артем уже был в шаге от ухода из «Динамо», но Игорь Суркис не отпускал его и всегда верил…
- У нас с Артемом была договоренность: я работал над вариантами, но при любом предложении мы примем решение только после разговора с президентом «Динамо». Это знак признательности Игорю Суркису за его поддержку Артему, когда парню было тяжело.
Сейчас уже могу сказать, что на последней игре прошлого сезона с «Зарей» я был в компании с известным в Европе агентом, моим партнером по бизнесу, который прилетел с конкретным предложением трудоустройства для Кравца. На следующий день была встреча игрока с президентом, в ходе которой Игорь Михайлович выразил заинтересованность в подписании нового контракта с Кравцом. Я не сомневался, что Игорь Суркис захочет продлить соглашение, ведь в плане понимания футбола он даст фору многим скаутам.
- Сейчас по нему есть предложения?
- Артему, на мой взгляд, для адаптации к европейскому футболу с последующим переходом в топ-чемпионат подходят две страны - это Нидерланды и Португалия. В этом направлении и ведется работа. Кравец фактурный быстрый нападающий, у него хорошая статистика, поэтому к нему есть интерес.
- В прессе писалось об интересе «Фейеноорд». Это правда?
- Да, со стороны «Фейеноорда» был весьма предметный интерес.
- Для Артема сборная Украины, наверное, больной вопрос…
- Сборная для Артема - совсем не больной вопрос. Кравец понимает, что путь в сборную лежит через игры в чемпионате за «Динамо». Если он себя максимально будет проявлять в каждом игровом эпизоде, если будет хорошая статистика, то приглашение в сборную не заставит себя ждать. Что, собственно, уже раз произошло в текущем сезоне.
Ждем конкретного предложения от «Металлиста»
- Еще один ваш подопечный - открытие первой лиги Александр Андриевский. Как сейчас у него обстоят дела в «Металлисте»?
- Саша - один из лучших молодых футболистов Украины. Потенциал у него огромный. Такие талантливые молодые футболисты очень редко встречаются. У него контракт с «Металлистом» закончится в начале февраля, и он его отработает. Это все что я могу пока сказать.
- Но переговоры с харьковчанами о продлении ведутся?
- Да, руководство «Металлиста» выразило заинтересованность в продлении соглашения с Андриевским. Мы ждем конкретного предложения от клуба.
- Есть ли у Александра варианты в случае ухода из «Металлиста»? Или он доиграет сезон в первой лиге?
- Александр поехал на сборы с «Металлистом», чтобы максимально проявить себя и быть максимально полезным тренерскому штабу во главе с Игорем Рахаевым. Дальше - покажет время.
- Кто еще значится в числе ваших клиентов? Есть тот, кто вот-вот должен «выстрелить»?
- Есть как уже сложившиеся футболисты, так и звездочки. Большие надежды я связываю с Егором Чегурко из «Металлиста». Большое будущее вижу у 14-летнего Максима Таловерова из «Шахтера».
У Чегурко есть прекрасная скорость, понимание игры и огромное желание себя реализовать, как футболиста. Таловеров не по годам интересный опорный полузащитник, который может с успехом сыграть на позиции центрального защитника. Не удивлюсь, если он дебютирует в основном составе горняков еще до 18-летия.