21 жовтня 2014 17:58

Рой Кин: "А затем - бац, "Динамо", а не мадридский "Реал" едва не выбивает нас из ЛЧ"

В преддверии матча с Германией ассистент главного тренера сборной Ирландии Рой Кин пообещал, что в случае продолжения неудач команды, покинет свой пост, и сосредоточится на работе в "Астон Вилле". Островитян подопечные Йоахима Лева не обыграли - помешал гол О`Ши. Но заявление Кина дало повод вспомнить о его откровениях, высказанных им в двух опубликованных автобиографиях.

О сборной Ирландии


"Мы - ирландцы и делаем все по-своему. В этом наш гонор. Мир любит нас, говорили мы себе. Но не были ли мы похожи на артистов кабаре, приглашенных на вечеринку? Когда матчи становились по-настоящему серьезными, мы, как правило, уходили в сторону. Уезжали домой, чтобы справить еще одну вечеринку после одной победы, которой мы обычно добивались, и смотреть окончание чемпионата по телевизору. Нет, это не для меня. Я был игроком "Манчестер Юнайтед". Мы праздновали лишь победы…

Многие с сомнением относились к необходимости проведения чемпионата мира в США под палящим солнцем в середине лета. Было ясно одно: жара не будет на руку тактике Чарльтона "бей-беги". Он сделал единственную уступку влажности, подготовив обильные запасы воды у бровки поля. Теперь наш план был "пей-беги". Но, как это было всегда в ирландской сборной, наш дух был крепок. В автобусе по пути к "Джайнтс Стэдиум" мы пели песни ирландских повстанцев, в которых рассказывалось об английском ярме и славной борьбе героев Ирландии. И о том, как их убивали. Или вешали. Футболисты с английскими корнями пели так же задорно, как и остальные…

Я испытывал смешанные чувства, играя за Ирландию. Мне нравилось играть девяносто минут на поле, но к остальному я относился холодно. Организация дела в ирландской сборной находилась на самом низком уровне. Футбольная ассоциация делала все не так, как нужно, начиная от условий тренировок, самого тренировочного процесса, организации поездок, формы и медицинского обслуживания"…

О доме

"Смех - вот что я часто отождествляю с моим домом и городом. Смех во времена радости и горя. Настоящий или притворный. Смех по любому поводу, над всяким дурачком, которому не посчастливилось родиться в Мятежном Графстве. Мания величия - это черта любого здравомыслящего жителя Корка. А уж жительницы - тем более".

О собаках

"Весь разбитый, я погрузился в полужизнь, бесцельно проводя долгие дни. Я вставал с постели в час, чтобы получить первую радость наступающего дня - посмотреть серию "Соседей", которая начиналась в 13.30. После этого я шел на прогулку с моим псом Беном - черной дворняжкой, заменившей собою Счастливчика, другую дворняжку, названную так, потому что она была бродячей собакой, которой посчастливилось наткнуться на Роя Кина.

Я любил своих собак, по-настоящему их обожал (как и по сей день). В отличие от людей собаки не говорят всякую ерунду. Они не предадут тебя или испортят тебе настроение. В ответ на то, что ты даешь, ты получаешь столько же и даже больше. Для меня их самой волшебной чертой было то, что им все равно, кто ты - капитан "Манчестер Юнайтед" или безработный…

Хоть кто-нибудь помнит, чего добились эти рожи, которые выступали вчера по телевизору? Да никто! Я бы им даже свою собаку не разрешил выгулять".

О профессионализме

"Послушать их, так Арчи Джеммилл был уродом, а Брайан Клаф - бездельником. Мы испытывали тяжелые нагрузки. Сезон еще не начался, а эти парни уже ныли, ища оправдания своим неудачам. Я поклялся никогда не быть нытиком. Если бы только эти парни знали, сколько ребят отдали бы свою правую руку, чтобы сидеть здесь в этот чудный летний день и получать деньги за игру в футбол…

Наблюдая за настроениями в раздевалке, я начинал понимать еще четче, что множество профи считали, что весь мир им чем-то обязан. Приходить на тренировку, посмеяться и побрюзжать в течение пары часов, а потом окунуться в уют своих домов или пойти по магазинам, или прямо в гольф-клуб... После хороших результатов они купались в славе. Когда же игра не клеилась, они винили в этом других. Это меня раздражало…

Через несколько минут после вылета из премьер-лиги некоторые игроки, моясь в душе, уже перебрасывались шуточками. Я не мог поверить своим глазам и ушам. Их карьера катилась под гору, а они думали, в какой ресторан им пойти! Я испытывал смешанное чувство вины и боли. Фрэнк Кларк, сменивший Брайана Клафа на посту тренера "Фореста", заявил: "Именно благодаря своему профессионализму Рой Кин прилагал все силы, чтобы оставить "Форест" в премьер-лиге". Он был не прав. Я делал это лишь из чувства самосохранения…

Футболисты лишь в последнюю очередь думают о своей игре. Но иногда - нет, всегда - ответ кроется именно здесь. Если ты достаточно хорошо играешь и обладаешь всеми необходимыми качествами, а этого у нас было не отнять, то поражение обычно объясняется лишь твоими собственными ошибками. Ни судьей, ни удачей, ни рикошетом, как бы ни утешало подобное объяснение твои неудачи. Именно в таких случаях качества настоящих профессионалов, таких, как Брайан Робсон, Стив Брюс или Денис Ирвин, становятся бесценными для твоей команды. Они знают, где искать ответ. Тренер тоже это знает. Поэтому-то у него и есть все то, что он заслужил и заработал…

Слава, вера в непобедимость, раздутая в прессе, обошлись нам дорого. Часы "Ролекс", гаражи, полные машин, гребаные дома, обеспеченность на всю жизнь - мы забыли об игре, потеряли жажду, которая и принесла нам "Ролекс", машины и дома.

О дебюте в чемпионате Англии

К счастью, у меня не было даже времени, чтобы задумываться о том, что мне предстоит дебют в первом дивизионе. Против лучшей команды Британии. На "Энфилде". За сорок пять минут можно много чего сделать. Например, представить себя основным игрокам "Форест", которые понятия не имели о том, кем был этот "ирландец". В ходе разминки на поле я только и делал, что отвечал на вопросы: "Повтори, как тебя зовут, сынок? ".

О Поле Гаскойне


"В октябре мы играли с "Тоттенхэмом" на "Сити Граунд". Моя первая встреча с клубом, за который я болел. И с Полом Гаскойном, чьи слезы на чемпионате мира прошлым летом сделали из него идола. Ему поклонялась вся страна, и он вызвал новый интерес английской нации к футболу, что привело к созданию Премьер-лиги с многомиллионными контрактами от "Sky Television"…

Мы посмотрели на судью. Тщетно. Его глаза блестели. Как и у Гаскойна. Было видно, что он вышел из-под контроля. Маньяк. Сумасшедший. Через десять минут Гаскойн был на носилках. Гари Чарльз выбил мяч задолго до того, как к нему подоспел Гаскойн. В результате он травмировал себя самого. Как выяснилось позже, это повреждение крестообразных связок, которое он сам себе и нанес, также наложило отпечаток на всю карьеру Газзы - он уже больше не вышел на прежний уровень

О Брайане Клафе

"Когда я встретил Брайана Клафа в раздевалке "Сити Граунд" на следующее утро, он спросил, как меня зовут. "Рой", - ответил я. Затем он снял ботинки, которые были грязными после прогулки с его собакой. "Ты не почистишь их для меня, а, Рой? " Я был рад подчиниться его просьбе. Я понимал, зачем он это делает…

Когда я вошел в раздевалку после матча, Клаф ударил меня в лицо. "Не отдавай мяч назад вратарю!", - заорал он, стоя надо мной, когда я лежал на полу. Я чувствовал боль и был ошарашен - слишком ошарашен, чтобы что-то предпринять, и лишь кивнул головой, соглашаясь. Мой медовый месяц с Клафом и профессиональным футболом закончился. Иногда в раздевалках становится невыносимо, многое там не прощается. Нокдаун от Клафа был частью моих уроков. Понимая, какое давление он испытывает, я не держал на него обиды. Он не извинился, но на следующей неделе мне предоставили несколько выходных, чтобы я поехал домой в Корк…

По дороге на "Кэрроу Роуд" наш автобус сломался. Мы должны были пройти пешком последние три мили до стадиона. Во главе процессии, к удивлению фэнов "Норвича", шел Брайан Клаф…

В раздевалке игроки относились к Клафу по-разному: некоторые его опасались, другим он не нравился, а третьи ворчали, что они его часто не видят. Мое мнение о Клафе было обусловлено тем обстоятельством, которое было для меня определяющим: он предоставил мне шанс, и я был обязан ему всем тем, что у меня есть. Сколько тренеров поставят на кон свою репутацию, выставив девятнадцатилетнего неопытного юнца в основной состав, да еще на "Энфилде"?".

Об агентах


"Агенты отпугивали меня не только теми суммами, которые они запрашивали за услуги. Судя по тому, что я видел, футбольная карьера игроков для агентов не стояла на первом месте. Чем чаще игрок переходил из клуба в клуб, тем больше денег зарабатывал его представитель. Футболист, не определившийся со своим будущим, да еще которого хотят видеть в своих рядах несколько клубов, представляется для агентов потенциальным источником доходов. Слухи о переходах, подогреваемые агентами и проглатываемые воскресными газетами, очень тяжело переносятся такими игроками. В этих играх футболисты были простыми пешками, которым досаждают охочие до жареных фактов газеты и алчные посредники".

О переходе в "Манчестер Юнайтед"

"В воскресенье я проснулся, страдая от похмелья. На следующий день мне предстояло поехать в "Блэкберн", чтобы подписать бумаги. После этого я был настроен провести отпуск. В обед зазвонил телефон. Пэт поднял трубку. На другом конце провода был Алекс Фергюсон. Мое семейство страстно болело за "Манчестер Юнайтед". "Рой, это Алекс Фергюсон. Ты уже подписал контракт?". "Нет, но мы ударили по рукам, и я должен подписать бумаги завтра". "Почему бы тебе не приехать в Манчестер и поговорить сначала со мной?. Рой, "Манчестер Юнайтед", с тобой или же без тебя, станет сильнейшим клубом в Англии. С тобой мы сможем добиться успеха в Европе", - сказал он. Это было сильным аргументом".

Об Алексе Фергюсоне

"Мне он сразу понравился. Для тренера "Манчестер Юнайтед" он был слишком прост в общении, обладал чувством юмора и имел весь набор положительных человеческих качеств. Было ясно и то, что он хотел получить в свою коллекцию трофеев еще больше призов…

Тренер чувствовал, если накануне произошла серьезная пьянка. Я вскоре узнал, что Алекс Фергюсон имел сеть агентов в Манчестере, которые информировали его о том, как ведут себя в обществе его игроки. Манчестер был большой деревней, и ты не мог сделать и шага без ведома тренера…

Он суровый тренер. Безжалостность была его сильной стороной. "Манчестер Юнайтед" не сравнить с "Ноттингем Форрест". И холодность Фергюсона делало его успешным... Фергюсон сказал, мол, Рой, нам пора расстаться. Я согласился, заметив, что наши отношения подошли к концу. А про себя добавил: долбанный ты идиот".

Об Эрике Кантона

"Его укус в завершающей стадии атак был смертельным. Он не всегда возвращался назад, когда мы боролись за мяч. Нередко мы ругали его за это. Безусловно, мы больше, чем нужно, бегали и отрабатывали за него. Но вскоре, когда почти наступало отчаяние — что ему незамедлительно передавалось, - Эрик словно по волшебству разворачивал игру на 180 градусов в нужном для нас направлении. Он использовал полушанс - и бац - мяч в сетке! Я никогда не видел, чтобы кто-то забивал такие голы (и до сих пор не вижу)…

В раздевалке Эрик словно сошел с ума. Если остальные хотели поскорее убраться отсюда, то он был настроен разобраться с полицейским, который охаживал дубинкой каждого, кто ему только попадался под руку. Эрик был крупного телосложения и был настроен серьезно. Он кричал, что собирается прибить этого ублюдка. Его успокоили лишь совместными усилиями тренера, Брайана Кидда и нескольких игроков. Обычно я не ухожу от боя, но даже я не был готов к тому, чтобы воевать. Там было столько турецких фанов!..

Однажды утром Стив Брюс пришел в раздевалку с чеком на пятнадцать "штук". Первая команда получила немного денег за съемки одного видеоролика, и теперь их нужно было поделить на восемнадцать футболистов. Пытаясь выяснить, сколько кому причитается, мы решили бросить жребий, чтобы вся сумма досталась одному. Кроме того, можно было взять свою часть - около 800 фунтов. Некоторые молодые футболисты получали столько за две недели. Они взяли свои деньги. Только Пол Скоулз и Ники Батт решили пойти ва-банк и вложить свою долю в общий джекпот, который составил около 12 тысяч после всех выплат. Когда был брошен жребий, то выигрыш достался Эрику Кантона. Он получил свой чек. И свою долю усмешек. На следующее утро Эрик пришел с двумя чеками по 6 тысяч на Пола и Ники. Это была их награда за риск, объяснил Эрик. Это было так похоже на него!".

Об Оле-Гуннаре Солскьяере

"Когда он впервые пришел на тренировку и пошел вместе с командой фотографироваться, я подумал, что он один из школьников, болеющих за "Юнайтед". Ему можно было дать лет шестнадцать. Но когда к нему попадал мяч, я понял - все это поняли - каким необычайным исполнительским мастерством в завершающей стадии атаки он обладал".

О болельщиках и креветках

"О команде, победившей в молодежном Кубке в 1992 и 1993 годах, уже говорили в течение последних двух лет. Райан Гиггз сразу же попал в "основу" первой команды. Другие уже были готовы последовать его примеру. Люди в клубе, как и болельщики - настоящие болельщики, следившие за дублерами, а не те, кто поедал на трибунах сэндвичи с креветками, - спорили о том, кто будет следующим резервистом, который застолбит себе место в "основе" первой команды".

О "темном попутчике"

"Я был отпущен под залог. Меня заверили, что если все обвинения окажутся бездоказательными, я больше ничего не услышу об этом деле. С легкой душой я отправился к Терезе и детям, дав себе клятву, что больше не совершу подобную ошибку. Конечно, я и раньше давал себе такие обещания…

Я беру мяч, чтобы выбросить его из аута. Идет добавленное время, а мы находимся глубоко на нашей половине поля. Ширер мешает мне выбросить мяч. Он издевается. Я теряю контроль над собой и швыряю мяч в него. "Ты - урод", - ухмыляется он. Он произносит это уверенно и самодовольно. Я бегу за ним, стараясь вцепиться ему в глотку. Он смеется. "Ты - урод". Сверкает красная карточка. Ширер прав. Я - урод. Попался в ловушку.

О "Динамо"

"Требл" был историей. Но люди не хотели знать этого. Такое положение шло нам во вред. Я чувствовал это. Я видел это на тренировочном поле. Люди опаздывали на тренировки, отбывали номер, но выигрывали в матчах со слабыми командами Премьер-лиги каждую неделю. А затем - бац, киевское "Динамо", а не мадридский "Реал" едва не выбивает нас из Лиги чемпионов".

О "Реале"


"Мне нужно было рассмотреть предложение "Реала". Передо мной был самый привлекательный вызов, но я его не принял. Размышляя задним умом, мне стоило сказать себе: "Давай, езжай в Испанию, поживи там год-полтора, выучи язык, культуру. Я подошел к предложению неправильно. Погода и тренировки могли мне дать вторую жизнь, еще два года игры. Но во мне крепче сидел страх, который заставлял бояться неизвестного".

О Роналду

"Решение о трансфере Криштиану окончательно укрепил Джон О’Ши, ведь Роналду, играя за "Спортинг", сделал из него чертового клоуна. После матча Шизи пришлось посетить доктора, у него кружилась голова. И мы потом часто смеялись над тем, что игра Шизи фактически оформила тот трансфер. Роналду мне сразу понравился. Он мило себя вел и правильно относился к работе. Я посмотрел, как он тренируется, и подумал, что этот парень станет одним из лучших в мире. Ему было всего 17, но он трудился едва ли не больше всех в "Юнайтед". Он хорошо выглядел и знал об этом. Когда я видел других игроков перед зеркалом, я думал: "Вот это инвалиды". Но Роналду это позволялось, он был и правда красив".

Николай Кизилов