1 травня 2014 15:05
1

Игорь КОВАЛЕВИЧ: "Лобановский предлагал нам со Злобенко взять "Динамо"

В заключительной части интервью MatchDay бывший президент "Борисфена" рассказал, как он совершал трансферы с помощью работников СМИ, как приглашал в "ЦСКА-Борисфен" Валерия Лобановского и почему клуб прекратил свое существование.

"БОРИСФЕН" РАЗВАЛИЛА "ОРАНЖЕВАЯ" ВЛАСТЬ. ОНА ИСКАЛА СХЕМЫ, ОТКАТЫ"

- Игорь Капитонович, почему "Борисфен" исчез с футбольной карты Украины?


- Мы вылетели в первую лигу и снялись. Клуб начал страдать, когда в 2005-м поменялась власть в стране. На место Анатолия Засухи, который не особо любил футбол, но как хозяйственник помогал, пришел человек, о котором ничего хорошего вам не скажу. Помню, Засуха, когда мы играли с "Шахтером", пять раз во время матча звонил, спрашивал об игре, говорил, засуживают. Он никогда так часто никому не звонил. Я помню, приехали с футболистами к нему на день рождения, у него полный набор - министры и еще много влиятельных людей, но нас он принял первыми. Уважал! Он дал нашим игрокам три квартиры в Киеве, собирался купить автобус для команды. Если бы не "оранжевая революция", клуб и дальше бы функционировал.

- Вы общались с новым губернатором Евгением Жовтюком, который пришел на место Засухи?


- Была встреча часов в девять вечера у него. Я ему что-то рассказывал, а у него глаза закрывались. Потом он сказал: "Пойди до хлопців, їм допоможи". С хлопцами особого диалога тоже не получилось, они думали, тут была какая-то черная схема: "Мы тебе поможем, только расскажи, как вы деньги зарабатывали, про откаты". Я был в шоке. Какие откаты, об этом никогда и разговор не шел! После этого меня убрали от аэропорта, Облэнерго. Землю, которую для базы дали, сразу забрали. Начали на меня уголовные дела заводить, искать в трансферах какие-то грехи. Я купил футболиста "Ростова" за 20 тысяч, 15 тысяч заплатил за Колю Волосянко. Еще 100 тысяч потратил на игрока "Тилигула" Олега Хромцова. Мне начали приписывать схемы, контракты поднимать, дергать меня, сотрудников. Они думали, я через Суркиса с Медвечуком связан. Потом мы выпали в первую лигу, бизнеса не было. Я построил клуб так, чтобы команда сама зарабатывала. Наш дубль стал играть вместо Бородянки, в Славутиче сделал команду. Искал молодые таланты.

- Кстати, ваши молодые таланты, среди которых были братья Стояны, Смалько, быстро разбежались...

- Первый круг в высшей лиге отыграли, и начались разговоры. Максима Стояна Семен Альтман позвал в "Черноморец". Я платил Максиму тысячу, а тут дают три и 30 тысяч подъемных. У человека голова закрутилась. У его брата Дениса - аналогично. Та же история и с Андреем Смалько. А Анатолий Попов начал мне палки в колеса вставлять по контрактам. Мол, я не плачу премиальные. Задача у меня была остаться в высшей лиге. Выиграете 20 матчей - получите за 20, выиграете 10 - за 10. Попов начал говорить о премиальных, и сделали игроков свободными агентами.

- Эти ребята ушли бесплатно. А на ком заработали?


- Когда понимал, что команды не будет, а ребятам нужно играть, я начал их пиарить. Как, например, продавал Андрея Деркача. Позвонил в московский ЦСКА и предложил им взять его на просмотр. Он в молодежке играл и в вышке себя неплохо проявил. Они сказали: "Давай смотреть, только сделайте официальную бумагу". Приехали ко мне Игорь Мирошниченко (тогда работал на ICTV, а ныне депутат. - Прим. авт.) и Саша Бутырский снимать сюжет. Я же им показал бумагу от ЦСКА, они ее сняли и пустили по всем каналам. Потом сняли, как родители Деркача провожают его в Москву. Сюжет был трогательный, мол, наша новая украинская звезда едет искать лучшей судьбы в столице России. Также ребята сняли контрольный матч ЦСКА-2 - "Динамо-2", а наша звезда два мяча забила. И это показали по всем каналам, где были спортивные новости. Бутырский мне сразу сказал, чтобы я от телефона далеко не отходил, потому что в Донецке заинтересовались Деркачом. И тут вечером звонит Степа Матвиив, ему перезвонил Спиридон, что Мистер (Луческу. - Прим. авт.) ищет Деркача. Сказали, чтобы без медосмотров, просмотров ехал в Донецк. Я позвонил Андрею и отправил его в Донецк. То, что парень хотел, я ему сделал.

- Он подписал контракт и закончил играть в футбол...


- Потом его папа звонит мне, говорит, можно ли поговорить с Ринатом Леонидовичем, чтобы сына отдали в аренду в донецкий "Металлург" - дескать, там не могут потянуть требуемую сумму. Получается, я сделал условия, которые они хотели, а теперь мне нужно было еще в клуб звонить. Так а я кто такой, чтобы этим заниматься? Как с неба упали! Некоторые игроки меня удивляли непонятными решениями. А некоторыми, наоборот, могу гордиться. Например, Руслан Бидненко почему-то не поступил так, как Смалько и Стояны. Я у него, кстати, спросил, почему. Ему ведь Попов подсказывал - видно, отстегивали за это дело. Когда Стояны и команда разбежались, ко мне пришел Бидненко и спросил, что делать. У него было еще полгода контракта. Руслан попросил продать его, чтобы не ушел свободным агентом. Подъехал Игорь Мирошниченко. Договорились: они на ТВ пиарят игроков, что ими интересуются зарубежные клубы, и имеют свою заинтересованность по трансферам. Ребята хорошо отработали, по всем каналам, по всем новостям. Писали, что Бидненко хочет купить "Штутгарт", а Андрей Стеценко (генеральный директор "Днепра". - Прим. авт.) ждал, чтобы у Руслана закончился контракт. По телевизору говорили: "Днепр", "Штутгарт", он уже будет уезжать". Саша Бутырский, он сам донецкий, сейчас с Игорем Мирошниченко в бизнес пошел, говорит: "Там в Донецке зашевелились, ждите звонка". И тут звонит мне Витя Догадайло, он тогда был помощником спортивного директора, говорит: "Президент спрашивает, сколько ты за него хочешь". Нужно было, чтобы только медосмотр прошел и тесты сдал, без просмотра. Я сказал, что "Днепр" мне дает за него 400 тысяч. И тут раздается второй звонок, и Догадайло сообщает, что Ахметов дает 450 тысяч и говорит, чтобы мы через два дня были в Донецке. Или я, или игрок, если все нормально, мне деньги должны были сразу заплатить.

- Если все так было, то как Бидненко в "Динамо" оказался?


- Я ж дурак, киевлянин, взял да ляпнул о трансфере Котельникову. Он на следующий день видел Григория Михайловича Суркиса, а тот попросил меня встретиться с Игорем Михайловичем и поговорить по Бидненко. Вечером звонит мне президент "Динамо": "Пойми, Бидненко там играть не будет, а тут Сабо за ним наблюдал, он нужен Киеву". А на следующий день приехал к нему в офис. Я приехал, он попросил набрать Бидненко и сказал ему: "Это Игорь Суркис. Знаешь такого? Хочешь играть в "Динамо"? Приезжай, пообщаемся". Бидя приехал. С ним он начал говорить с таким нахрапом: "Вот что ты хочешь, какую зарплату? 10? 15? Сколько зарплата у Лисицкого? Три? Давай тебе, как у Милевского. Десять тысяч премиальные за каждый матч, за "Шахтер" - 25. Машина, вот такая сумма денег, плюс квартиру снимают и каждый год 60 тысяч подъемных. Пойди подумай".

Тут же позвонил Ашкенази (один из вице-президентов "Динамо". - Прим. авт.): "Давай контракт". Мы с Бидей вышли поговорить: "Чего он так давит?" Я сказал, чтобы Руслан сам принимал решение. А он спросил обо мне. Условия неплохие. Суркис открыл сейф, дал ему деньги в руки, и Бидненко подписал контракт. Я сижу: "А где мое?" "Давай, потом я тебе все дам, мы рассчитаемся", - сказал Игорь Михайлович. Дали мне не больше, чем "Шахтер", причем я потом еще вызванивал, чтобы деньги свои забрать. "Шахтер" был готов давать деньги сразу.

"ПОСЛЕ ИГРЫ С "ШАХТЕРОМ" СУРКИС СКАЗАЛ, ЧТО НАШЕГО ВРАТАРЯ КУПИЛИ"


- После того как ваш прославленный 1981 год, да и Деркач, Трусевич, Карамушка ушли из "Борисфена", они особо не сверкали. Почему?

- Ребята потом поняли, что неправильно поступили, потому что были сильны командой. Мастерства у них было немного, мастерство было у Бидненко, Дениса Стояна. У остальных была скорость, желание и сыгранность. Это была команда. Им бы еще полгода вместе поиграть... Они в Борисполе по игре давили "Шахтер", хорватский вратарь Плетикоса такие мячи вытаскивал! Игорь Суркис тогда приехал в Борисполь на матч, но у него сразу после нас игра на стадионе "Динамо" начиналась. Он не выезжал, пока наш матч не закончился. Мы минимально проиграли. А Суркис мне после игры сказал, что нашего вратаря купили, ведь Кеша (Андрей Оникиенко. - Прим. авт.) мог тот удар отбить.

- Вы после этих слов с вратарем поговорили?


- Я видел по его глазам, как он переживал. Это Суркис просто сказал. В том матче Оникиенко всю игру нас выручал и раз ошибся.

- Вы еще до выхода в "вышку" продали Николая Наконечного. По юношам был очень сильный футболист. Что с ним произошло потом?


- Просто продал его в "Арсенал", там были хорошие условия. Максима Стояна Грозный тоже хотел забирать. После Лужного в Украине не было такого правого защитника. Должен был и Смалько продавать, его Грозный очень хотел, но медосмотр не прошел - аритмия. Он был в "Динамо" у Лобановского на просмотре левым защитником. И Васильевичу понравился, он любил рыжих. Суркис предлагал за него 200 тысяч, но за столько я не собирался его продавать. В высшую лигу собирался. Кстати, Сергей Юрьевич Морозов слепил эту команду: Бидненко, Стоянов, Наконечного, Смалько. Морозов очень специфический человек, я, наверное, единственный человек, который проработал с ним больше двух сезонов. Сергей Юрьевич сделал из школьников футболистов. Он как тренер очень грамотный - теоретически очень сильный, все по полочкам раскладывал. На все сборы с собой брал жену. Говорил, что заплатит за нее, но я оплачивал. Просил потом из зарплаты вычитать, но я для него что мог - делал. Жена была на всех сборах. Помню, как Крохмаля увидел, говорит: "Вылитый Бокшич". Только парень так и не раскрылся...

- То, что Дениса Стояна поймали на наркотиках, вас удивило?

- Не особо. Ребята сами виноваты, они могли намного большего достичь. Максим Стоян с Колей Наконечным любили выпить, даже керосин нюхали. Коля вообще сам виноват. Мы в Счастливом соревнования проводили, и мне предложили мальчика посмотреть, он со скоростью, ему было 15 лет. Мы его перевели в Счастливое, он тогда получал 200 долларов получал и пересылал маме. Она приезжала и очень гордилась им. Потом, когда Коля после пьянки попал в очень плохую историю, я вызвал его, говорю: "На тебя ж мама божится. Тебе ж ничего с неба не упало, ты все сам заработал, своим трудом. Зарплата, деньги у тебя, а ты их пропиваешь". Он сказал, что больше такого не будет. Компания была - он, Стояны и Оникиенко. Где они потом все пропали? "Борисфен" был их командой, они это с годами поняли. За деньгами погнались.

"ЛОБАНОВСКИЙ ПРЕДГАЛАЛ НАМ СО ЗЛОБЕНКО ВЗЯТЬ "ДИНАМО"


- Что скажете о нынешнем менеджерском уровне работы президента ФФУ?

- Коньков должен помогать пробивать проекты. Для такого нужен фанат футбола, даже сумасшедший. При всех обстоятельствах таким был Григорий Суркис. И Игорь Суркис такой же сумасшедший, только со своим видением. Таким был Брагин. Ахметов сначала не так любил, потом влюбился. Мне сначала Сафиулин говорил, мол, Брагина нет, все может быть плохо. А потом Ахметов завелся. И футбол для него очень важен.

- Бизнес-проект реально построить?


- Другого варианта нет. Может надоесть олигархам - и что дальше? Через 5-6 лет будет шесть команд. Не будет сильного чемпионата, не будет интересно и Ахметову тому же футбол. Единственный выход - совместный чемпионат. Там все просчитано, проблемы те же. Россия богатая, клубы бюджетные. Но они понимают, что на сегодня стадионы полупустые. Совместный чемпионат подогрел бы интерес к футболу. А рекламный рынок какой - потенциально 200 миллионов потенциальной аудитории! Это медиарынок. Пример -английская Премьер-лига. Плюс уровень футболистов будет расти. Но в сегодняшней ситуации об объединенном чемпионате говорить не приходится.

- Как вы познакомились с Валерием Лобановским?


- Это было еще при "ЦСКА-Борисфене". В конце 1993 года Валерий Васильевич вернулся из Эмиратов. Ошенков предложил организовать с ним встречу. И вот в наш офис в отеле "Русь" приходит Лобановский. Для меня он был легендой, ведь я с детства ходил на стадион. Его я привык видеть стройненьким, а тут увидел, как Валерий Васильевич набрал в весе. Помню, в отеле доктор "ЦСКА-Борисфена" Марк Захарович Чудновский, выскочив из-за угла и увидев Лобановского, был в шоке от неожиданности! Мы сели с Валерием Васильевичем у нас в офисе и общались более трех часов. Говорили обо всем - политике, футболе, искусстве и многом другом. Это был очень мудрый человек, с которым можно общаться на любую тему, он был очень коммуникабельной личностью. Нам с Димой Злобенко тогда только за 30 перевалило, мы сидели и слушали с открытыми ртами. Лобановский очень переживал из-за хаоса, который творился в "Динамо". Когда Васильевич собирался уходить, мы спросили о его планах, он вновь собирался ехать в Кувейт. Мы рассказали ему о наших амбициозных планах по построению суперклуба на базе "ЦСКА-Борисфена" и предложили такой же контракт, который ожидал его заграницей. Также сказали, что готовы перевести деньги за год вперед. Он откровенно растерялся, не был готов к такому предложению и позвал нас на завтра к себе на дачу.

- Лобановский должен был дать ответ?

- Мы три дня ездили к нему на дачу и снова общались обо всем. На наше предложение он не говорил ни да, ни нет. Лобановский предложил Злобенко пойти к президенту страны Леониду Кравчуку и порекомендовать его назначить вместо Безверхого президентом киевского "Динамо". Мы потом уже с Димой общались, и я сказал ему, что Лобановский - это глыба, человек, который всего достиг в нашем футболе и Европе, и мы приглашаем его в команду второй лиги. И ладно бы второй лиги, зовем в команду, недавно созданную. Для него это неприемлемо. На этом мы и расстались. Я так сижу, думаю, а если бы он согласился, то история украинского футбола могла пойти совсем в другую сторону. Через два месяца он уехал в Кувейт. Это уже потом, спустя годы, с ним общался Григорий Михайлович Суркис. Понятно, что если бы Лобановского позвали в "Динамо", Валерий Васильевич пошел бы, ведь это его родная команда. Это он сделал "Динамо", о котором все говорили. Он хотел, чтобы мы попробовали взять "Динамо". Глаза у нас горели, но мы часто ошибались, ведь опыта управления не было.

Беседовал Роман Бебех

Фух дочитал. Голые фантазии, никак бы история украинского футбола не изменилась, особенно с армейским дебилизмом ЦСКА. Лобановский просто не позволил бы дурным полковникам и генералам командовать им! Ну и в очередной раз спасибо Григорию Михайловичу, что отобрал клуб-банкрот "Динамо" у Безверхого и оплатил все долги! Так же спасибо за то, что досрочно выкупил у арабов контракт Мэтра! Жаль, что Васильевич уже успел посадить сердце.