4 серпня 2010 11:36
1

Андрей Демченко: "Меня брал ван Галь, а пришел Ольсен…"

Новобранец «Гелиоса» - очень именитый игрок. В его карьере были «Аякс» и победа в Лиге чемпионов, ЦСКА и молодежные сборные России. Затем Андрей Демченко долгие годы был настоящим лидером запорожского «Металлурга» и заслуженно считался одним из лучших полузащитников Украины. Одним словом, вспомнить есть о чем. 

– Андрей, для болельщиков футбола твое имя, прежде всего, ассоциируется с игрой в «Аяксе». Для тебя это тоже вершина карьеры? 

– Сейчас, по прошествии многих лет, совершенно по иному смотрю на пребывание в «Аяксе». Я играл в молодежной сборной России, стал лучшим бомбардиром чемпионата Европы. В таком случае сразу все на тебя обращают внимание. Посыпались предложения, было из чего выбирать. Вот Луи ван Галь и присмотрел меня. Поехал в Амстердам, заключил контракт. В том возрасте не все осознаешь, куда ты попал. Наверное, это случилось рановато. Вот если б на 2-3 годика позже… Уже успел бы обыграться, обстучаться, обрасти мясом… 

– А впечатления можно назвать самыми яркими? 

– По всевозможным титулам – да. Но все это ощутил не в полной мере, поскольку как молодой талант находился рядом со всем происходящим. Но дважды в заявку победного сезона Лиги чемпионов я попадал. 

– Но еще до Голландии ты в юном возрасте попал в ЦСКА… 

– Тогда, в 1991 году, был развал Советского Союза. В футболе Россия имела очевидные преимущества перед Украиной, поскольку в нашей стране только предстояло организовывать молодежные сборные, попадать в состав членов УЕФА и ФИФА. У россиян все это уже было, и я выбрал перспективу роста. В Москву тогда много народу съезжалось. 

– Сейчас много разговоров о смене гражданства. Ты играл за российскую молодежку, а как с паспортом? 

– У меня украинский паспорт. А за Россию я играл еще по паспорту СССР. Так было до 21 года. И никто никаких вопросов не задавал. 

– Ты можешь служить хорошим примером для нынешней футбольной молодежи. Что можешь им посоветовать в построении карьеры? 

– Чтобы попасть на стол, надо быть спелым фруктом. Сначала нужно поиграть не на самом высоком уровне, набраться опыта. Вот и мне чуть-чуть позже бы в «Аякс» попасть. Конечно, пребывание там наилучшим образом отразилось на мне. Обучили технически, тактически. Работа с ван Галем, с Мортеном Ольсеном не проходит даром. Вот только, по большому счету, я там не играл. 

– Зато ты отлично знаком с системой подготовки в «Аяксе». В чем секрет их успеха в выращивании молодых талантов? 

– Эта команда многие годы играет по одной схеме 4-3-3. Все, начиная с семи лет, приспосабливаются под эту схему. Кроме того, способные дети 10-ти, 12-ти, 15-ти лет приезжают со всего мира. Их тщательно просматривают и отбирают. Причем каждого на конкретное место на футбольном поле. Тренировочный процесс исходит от наставника первой команды, а юношеские команды играют по тем же принципам, от которых никто не отходит. Все работают на общую цель по общим правилам. Когда футболист достигает определенного возраста и переходит во взрослый футбол, этот процесс безболезненный. Он ко всему готов, ему только надо лишь поставить физическую форму. 

– Можно ли сравнивать украинский и голландский футбол на уровне клубов и сборных? 

– Тяжело это сделать. У нас очень мало футболистов, играющих за рубежом. Там наоборот – в молодом возрасте стараются уехать в Италию, Англию, Францию в надежде заработать. Ведь в клубном голландском футболе не крутятся большие деньги. Поэтому на уровне клубов Украина стала даже опережать Голландию. А вот если говорить о сборных, то все понимают, в чью пользу сравнение. Голландцы, уезжая в Европу, раскрываются там, после чего приезжают в национальную команду. 

– А есть у украинского футбола в целом возможность приблизиться к европейским законодателям моды? 

– Думаю, предпосылки к этому обозначились. У нас уже произошло омоложение – как среди тренерского состава, так и среди футболистов. Молодое поколение успешно играет в сборных, не теряется потом. У Мирона Маркевича, как у наставника сборной, скоро будет очень обширный выбор. Через 2-3 года национальная команда Украины сможет выигрывать серьезные матчи, громко заявить о себе. 

– Вернемся в нашу страну. Не слишком ли банально было возвращаться в «Металлург» после клубов с европейскими именами? 

– Начну с того, я не звездный чувак, никогда не витал в облаках. Да, были деньги, слава. Но каждый футболист, в первую очередь, должен хотеть играть в футбол. Надо было заявить о себе. Ведь до того я играл преимущественно за молодежные команды. Начинал было меня выпускать Александр Тарханов в ЦСКА, но не покидало желание быть востребованным, приносить пользу своему клубу, выходить на поле, а не сидеть на лавке запасных. 

– Когда все же решился на возвращение в родное Запорожье? 

– В «Аяксе» поменялся тренер. Меня брал ван Галь, а пришел Ольсен. Я сразу почувствовал прохладное отношение к себе. С другой стороны, понятно, что новый наставник имеет свои взгляды на футбол. В «Металлурге» мне сказали, что если я решусь на возвращение, то клуб постарается уладить все финансовые вопросы. Вскоре состоялось возвращение в Украину. 

– В Запорожье всегда была своя специфика. Руководство много обещало, но «отличалось» лишь сменой людей на капитанском мостике… 

– Было нелегко каждые полгода находить общий язык с новым тренером, стараться понять его требования. Возникали проблемы с организацией игры. Но все равно только наилучшие воспоминания остались от работы с Мироном Маркевичем, Олегом Тараном, Романом Григорчуком. Они пытались привить команде техничный футбол, близкий мне по духу. 

– Хоть долгие годы ты провел именно в Запорожье, и оттуда три года назад ты ушел. Что стало тому причиной? 

– Формально у меня закончился контракт. Время прошло, я стал много понимать. Сделали выводы и по отношению ко мне. Подумали, что лучше работать с теми, кто молчит и всем доволен. Я же в футболе многое повидал и хорошо знал, как должно быть… В команде сделали ставку на молодежь, а со мной продлить соглашение не пожелали. 

– И как сложился последний период карьеры? 

– Поработал под руководством Семена Альтмана в «Ильичевце», у Петра Слободяна и Юрия Максимова в «Оболони». Еще буквально месяц пробыл в молдавской «Дачии». Больше не получилось. Клуб оказался банкротом и не мог выполнять финансовые обязательства. Потом вернулся на полгода в «Металлург», но там давали играть только молодежи. Меня «сватали» в тренера. Но я еще годик-другой хочу поиграть. Возможности есть – пока жив-здоров. 

– Поэтому ты в «Гелиосе»? 

– Лучше играть, чем сидеть в запасе. В харьковскую команду приехал, познакомился с коллективом. Здесь, в основном, играют ребята среднего возраста – 1983-1987 годов рождения. Есть и постарше. Тренер – Сергей Кандауров – с европейскими взглядами на футбол. Старт, правда, вышел тяжелым. В первой игре в Виннице против «Нивы» практически ничего не получалось. Дома с «Динамо-2» уже было получше. Надеюсь, мы на правильном пути. 

– Андрей, а вообще с уровнем Первой лиги был знаком? 

– В общих чертах. Уверен, что нынешний сезон поднимет уровень этого дивизиона на новый более высокий. Причиной тому – стремление занять высокие места многими командами. Подкрепляются эти желания составом тренерского цеха. Такие тренеры, как Сергей Мизин в «Нефтянике», Олег Федорчук в Виннице, Александр Севидов в «Крымтеплице», Вадим Заец в «Буковине» этому должны поспособствовать. 

– Следишь ли за своими бывшими командами, за футболом в широком смысле? 

– Слежу избирательно. По телевизору могу смотреть те матчи, в которых что-то могу почерпнуть, заметить современные тенденции. Гранды европейского футбола, Чемпионат мира – это интересно. Конечно, звоню ребятам, нахожусь в курсе, как играет запорожский «Металлург». Но сломя голову бежать, чтобы успеть посмотреть очередной матч, не стану. 

– Андрей, расскажи о своей семье, друзьях. Где они, как относятся к частым переездам? 

– С семьей все в порядке. Жена и двое сыновей четырех и двух лет находятся в Запорожье, на смену места жительства смотрят отрицательно. Вообще, все мои родственники и друзья живут в моем родном городе. Менять ни на какой другой я не собираюсь. 

Еженедельник «ГОЛ!» № 30 (394), 03.08.2010 
 

Для меня он, как и Цымбаларь, Никифоров, Юран, Онопко, даже Саленко - отщепенцы. Променяли Родину на капусту. А теперь лезут в Украину